КПРФ попалась на собственный крючок

Руководство Компартии, гордящееся своим гигантским штатом юристов и, как известно, готовое по любому поводу бежать в суд, неожиданно само село в лужу. Министерство юстиции, усмотрев ряд противоречий в уставе КПРФ с российским законодательством, вынесло предупреждение в адрес партии. Естественно, коммунисты, умудряющиеся буквально на всем  делать PR, назвали решение Минюста «спорным» и пообещали немедленно обжаловать его в суде.

Накануне своего очередного пленума руководство Компартии неожиданно столкнулось с довольно серьезной проблемой. Как выясняется, еще в среду Минюст РФ вынес предупреждение КПРФ, сочтя противоречащими федеральному законодательству отдельные положения устава партии. Причем, стоит отметить, что впервые предупреждение было вынесено партии в целом, а не ее отдельным подразделениям в регионах.

Проверку КПРФ Министерство юстиции проводило с 5 мая по 3 июня. По ее результатам подготовили акт, где примерно на 20 страницах были указаны все допущенные противоречия с законодательством РФ. Этот документ проверяемая сторона заверила подписью.

По разным данным, Минюст счел противоречащими законодательству положения устава КПРФ, касающиеся учета членов партии, проживающих за границей, порядок постановки партийцев на временный учет. Кроме того, министерство усмотрело нарушения в порядке выдвижения кандидатов в депутаты на региональном уровне, а также в праве руководящих органов рекомендовать кандидатов на выборы.

В соответствии с законом «О политических партиях» три предупреждения партии могут привести к приостановке ее деятельности. В случае если КПРФ откажется исправить указанные Минюстом положения, партии будет вынесено повторное предупреждение. Третье предупреждение вполне может служить достаточным основанием для приостановки деятельности КПРФ.

Как и следовало ожидать, партийцы назвали решение Минюста «спорным» и пообещали обжаловать его в суде. Отдуваться за руководство партии, естественно, пришлось руководителю юридической службы Вадиму Соловьеву. Так, по его словам, КПРФ получила предупреждение от Минюста после плановой проверки. В ее ходе партии были высказаны замечания, что некоторые положения устава, который принимался в 2005 году, уже не соответствуют изменениям, внесенным в закон о политических партиях.

 «Мы, естественно, готовим исковое заявление, на следующей неделе будем в суд обращаться. Потому что считаем это предупреждение формально-бюрократическим», - отметил  Соловьев.

«Я думаю, что это (предупреждение) связано с тем, чтобы на всякий случай в преддверии тяжелой осени, которая наблюдается в социально-экономическом плане, основную оппозиционную партию на таком маленьком административном крючочке держать. Потому что одно предупреждение, второе, а потом можно предъявлять иск в суд о приостановлении или вообще о запрете деятельности», - отметил глава юридической службы КПРФ.

Однако, по мнению политологов, КПРФ в этот раз намеренно «встает в позу» и изображает из себя жертву, рассматривая замечания Минюста, как повод для демонстрации своей оппозиционной роли.

«Подозревать, что власти каким-то образом преследуют партию – вряд ли адекватно, - говорит политолог, директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. - Но, безусловно, компартия любые, даже незначительные претензии, которые возникают в ее отношении, как в данном случае, рассматривает как повод для раскрутки, для демонстрации своей оппозиционной роли».

«Никаких значимых угроз для существования и деятельности компартии не существует, и после устранения этих нарушений они продолжат свою деятельность», - уверен Дмитрий Орлов.

«Может, они потом и приведут свой устав в соответствие, но перед тем, как привести, они же все равно должны как-то политически отреагировать на претензии Минюста», - считает политолог Дмитрий Бадовский.

«Претензии Минюста с политической точки зрения выгодно трактовать так, что КПРФ – оппозиционная партия, они активные, и поэтому к ним предъявляются какие-то претензии», - говорит эксперт, отмечая, что, в принципе, любая политическая партия в своих интересах будет так реагировать на подобного рода претензии.

Тем не менее, по словам главного юриста КПРФ Вадима Соловьева, внести изменения в устав компартия сможет только на очередном съезде, который пройдет в плановом порядке через три года.

Отвечая на вопрос журналистов, может ли партия провести внеочередной съезд, чтобы удовлетворить замечания Минюста, он сказал: «Да ну что вы! Там такие замечания, что кот наплакал. Поэтому ради них проводить съезд - это чересчур дорогое удовольствие».

Как-то некрасиво получается. Выходит, что устраивать съезд ради приведения партийного устава в соответствие с российским законодательством  для коммунистов слишком дорогое удовольствие. А вот бесконечно судиться, то и дело посылать депеши с гонцами в Страсбургский суд – на это у партийцев средства есть. Так? Видимо, да.

Но если посчитать, сколько руководство КПРФ потратило средств, разумеется, из партийной кассы на разного рода суды, адвокатов, то, наверняка, набежит немалая сумма.

Автор Александр Петров
Александр Петров — журналист, бывший обозреватель политического раздела Правды.Ру *
Куратор Анатолий Баранов
Анатолий Баранов — российский журналист, политический деятель левого толка *