«Яблочник» Ковалев как транслятор «Другой России»

Открывая второй день работы съезда, лидер «Яблока» Григорий Явлинский огорошил присутствующих, заявив, что 377 выдвинутых в избирательном списке кандидатов от партии достаточно для того, чтобы получить конституционное большинство в Госдуме РФ. Встретив устремленные на него непонимающие взгляды, Григорий Алексеевич счел нужным пояснить: "В нашей стране возможно все - вдруг будет принято решение, что "Яблоко" должно стать конституционным большинством, так вот мы к этому готовы, а то еще людей придется искать".

Если это была шутка, то юмор тончайший до невидимости. Особенно если вспомнить, что в 2003 году, благоденствуя на деньги ЮКОСа и не скрывая, а чуть ли этим не гордясь, одна из старейших «исторических» партий с треском провалила выборы. За «Яблоко» в 2003 году проголосовало 4,3 процента избирателей. На чем зиждется сегодняшняя уверенность преодолеть в декабре 2007-го 7-процентный барьер, в «Яблоке» вряд ли кто-либо в состоянии дать вразумительный ответ, включая самого Явлинского.

Предвыборный съезд прошел ровно и буднично, без скандалов и неожиданностей. Если не считать таковой включение в лидирующую тройку списка Сергея Ковалева. Фигура дважды соискателя Нобелевской премии мира удивила не только немногочисленных журналистов, освещавших съезд, но и его депутатов.

Как известно, чем дальше от Москвы, тем больше прямодушия. Делегация Тамбовской области решила заострить вопрос публично – кому и зачем понадобилась сегодня весьма одиозная фигура Сергея Адамовича. Вопрос, что и говорить – интересный. Классический либерал и отрицатель "державных ценностей", Адамов так заявил о себе на Первой чеченской, что очень многие до сих пор убеждены, что его оторванный от жизни идеализм и упертая защита рафинированных прав личности принесли российскому обществу куда больше вреда, чем пользы.

Однако войны на Кавказе уже отшумели. Но ярко выраженная прозападная ориентация правозашитника, не могущего забыть «Софье Власьевне» диссидентских обид, осталась молью не тронутая. И видимо, существует на нее чей-то спрос – иначе с какой стати? Ради чего Явлинскому, рискуя не столь уж крепко сбитой монолитностью рядов, обижать однопартийцев, парировать упреки самых близких сподвижниц в гендерном шовинизме?

Ответ целесообразно поискать в неожиданном заявлении вождя правых об отказе от сбора подписей. "Если мы сможем, а я надеюсь, что сможем, то внесем залог, чтобы показать, что уверены в своих силах, и чтобы сэкономить наши возможности для эффективного ведения избирательной кампании", – сказал Григорий Явлинский в воскресенье.

Судьбоносное заявление для партии, никакой тут гиперболы нет. Это как у пилотов: высота принятия решения. Уверен в успешной посадке, тогда выпускай шасси. Сомневаешься – на второй круг. Явлинский сам отрезал себе путь к отступлению. Слишком мало времени, он уже не успеет собрать делегатов: де мол, накладочка вышла с деньгами, кинули нас вероломные доброхоты - навались, все на сбор подписей!

По закону для участия в парламентских выборах политическая партия, не представленная в нынешнем составе Госдумы, должна либо внести залог в 60 миллионов рублей, либо собрать два миллиона подписей избирателей. Не соберут. Явлинский утверждает, что в федеральной гонке не хочет рисковать, как давеча в Санкт-Петербурге, где партию сняли с выборов из-за множественных «погрешностей» известного свойства в подписных листах. Этим он рисковать не хочет… а восьмизначной суммой ничего, рискует. Значит, вождь уверен, что залог будет внесен.

Гарантии, стало быть, получены твердые. На два с половиной миллиона долларов США – без малого. То есть, конечно, с малым, и еще немалым. Уж если вкладывать деньги в микроскопическую, хотя и спрошлым, партию, то в расчете хоть на какой-то результат, а не ради личных амбиций Григория Алексеевича.

Следом за регистрационным взносом обязательно последуют транши на предвыборную агитацию, где уже совсем другой порядок цифр. Вопрос только один – кому на этот раз сдается в долгосрочную аренду партийная «крыша»?

За ответом далеко ходить не надо. Достаточно присмотреться к тем, кому из кожи вон надо пролезть в новый состав Думы. Это «Другая Россия», которая из-за внутренних распрей, столкновения самолюбий и амбиций, а по большей части из-за драчки за вашингтонские транши так и не смогли сформировать действующую политическую структуру. А маргиналам так нужно стать инсайдерами, не получается всем кагалом, так хоть поодиночке. Видимо, хозяева поставили, наконец, вопрос ребром: без легализации нет вознаграждения.

Какой в данном случае путь? Это партию зарегистрировать проблема, а перескочить из одной в другую раз плюнуть. А можно даже и не переходить. Лидер питерского «Яблока» Максим Резник вполне комфортно чувствует себя если не на двух партийных стульях, то уж на полутора точно. "Никаких внутренних указаний руководства партии о том, чтобы участвовать или не участвовать в "Другой России" не было, - заявил он журналистам по возвращении с одной из совместных московских тусовок. И с распростертыми объятиями принимал под знамена «яблочных маршей» публику из ОГФ вместе с Каспаровым, и лимоновских нацболов.

Самого вождя ликвидированного НБП «взяли на корпус», он уязвлен и заявляет теперь, что Явлинский своей фигурой застит стране будущее. Не один правда, а вместе с Зюгановым. В общем, без обиженных никак не получается. Но заслуги самого Резника в деле интеграции правых с несогласными не забыты. Максим Резник включен в федеральный избирательный список «Яблока». Правда, место пониже Сергея Ковалева. «Ковалев отражает базовые ценности «Яблока» и транслирует их в «Другой России», - объяснил Сергей Митрохин газете «Взгляд».

Яснее не скажешь

По теме: Все о партии "Яблоко"...

Автор Петр Ермилин
Петр Ермилин — журналист, редактор "Правды.Ру"
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить