"Яблоко": за шпионов и меньшинства

В демократической партии "Яблоко" идёт активный поиск потенциальных сторонников. При этом "яблочники" идут своим особым путём, стараясь не ввязываться в борьбу за традиционный электорат других партий. В приоритете у демократов нынче диссиденты, а также шпионы и меньшинства.

Никогда не хватавшая звёзд с политического небосклона партия "Яблоко" (лучшим результатом за всю историю партии являются 7,86 процентов голосов на выборах депутатов Госдумы в 1993 году) ныне твёрдо обосновалась в рядах политических аутсайдеров, являясь т. н. "малой" партией, поддержкой на плаву которых крайне озабочены российские власти, предоставляющие политическим структурам, не получившим представление в законодательных органах государственной власти, возможность в работе этих самых органов хоть как-то участвовать.

Но "Яблоко" не только партия "малая", но ещё и очень гордая. А потому от подобных предложений с негодованием отказывается. Например, заявляя о бойкоте Общественного консультативного совета политических партий при Мосгордуме. Впоследствии, правда, "яблочники" сменили гнев на милость и направили в Совет своих представителей, но выглядел данный шаг скорее как одолжение.

Ещё большую гордость и заносчивость "Яблоко" проявляет в общении с коллегами из других малых партий — как зарегистрированных, так и не получивших государственной аккредитации. На все предложения об объединении "яблочники" отвечают: пожалуйста, но только при условии вхождения вашей партии/организации в "Яблока" на правах фракции. Таким образом, "Яблоко" пытается отстоять свою политическую идентичность, которая, впрочем, уже мало кого интересует.

Но это всё философия. На практике же выходит, что "яблочники" совсем не планируют запираться в своей идентичности и находятся в постоянном поиске нового электората. Причём ищут они его там, куда другие партии ходить то ли бояться, то ли стесняются.

Также читайте: "Яблоко" вновь пробуют на прочность

Вчера "яблочники" стали авторами сразу двух сенсаций. Сначала курские партийцы пожелали "творческих успехов" американскому разведчику Игорю Сутягину, предложив тому вступить в "Яблоко". А затем отличились уже столичные демократы, посчитав целесообразным включить в перечень политических задач партии защиту прав граждан с нетрадиционной сексуальной ориентацией.

Фото: AP

"С удовлетворением" встретив "весть об освобождении ученого Игоря Сутягина, бывшего сотрудника Института США и Канады РАН, осужденного в апреле 2004 году по статье 275 УК РФ (шпионаж) за предоставление частной иностранной компании сведений, составляющих государственную тайну к 15 годам лишения свободы и признанный", и пожелав тому "на новом месте творческих успехов", курские "яблочники" напомнили, что "на мартовских выборах с. г. во втором по величине городе региона — Обнинске, от "яблочников" баллотировался местный химик Вячеслав Сутягин, отец ученого Игоря Сутягина". Чуть позже, в интервью ИА "REGNUM", зам. председателя калужского регионального отделения партии Сергей Фадеев заявил, что если бы Сутягин из Англии прислал письмо с просьбой принять его в "Яблоко", то лично он бы его принял. Но поскольку "у нас в партию принимают по месту жительства", а учёный-шпион не прописан в Обнинске, то данный вопрос находится вне его компетенции. "Впрочем, он остался гражданином России", — добавил Фадеев, передав таким образом эстафету федеральному руководству.

Калужские "яблочники" уже чуть ли не специализируются на поставке "политических беженцев". Так, руководство курской ячейки партии уже заявляло о своём желании податься в заграничные бега по итогам мартовских выборов. При этом "яблочников" вполне устраивал даже не туманный Альбион, а близлежащая Украина, где не только царит "настоящая свобода", но и имеется принадлежащих Григорию Явлинскому сеть автомобильных заправок, работая на которой беглецы и планировали "переждать это смутное время". Одним словом, отнестись к подобному заявлению можно было с определённой долей юмора, если бы не реакция лидера "Яблока" Сергея Митрохина. В интервью "Интерфаксу"председатель партии "Яблоко" заявил, что был бы не против вступления в ряды политического объединения Игоря Сутягина. "Из того, что я сейчас знаю, я бы, скорее, согласился с его принятием. Но это не окончательное мое замечание", — сказал Митрохин, добавив, что заявление Сутягина, если таковое поступит, будет рассматриваться в общем порядке.

Подробнее: "Теория счастья" калужского"Яблока"

Впрочем, не исключено, что инициатива калужского "Яблока" станет одной из причин для возникновения серьёзных внутренних разногласий. "Вина Игоря Сутягина не доказана в полном объеме, к сожалению, так же, как его невиновность. Принимая решение сделать предложение вступить в партию "Яблоко" человеку, который вряд ли вернется в Россию и вряд ли воспользуется этим предложением, руководство калужского отделения не подумало о грядущем репутационном ударе для партии", — говорит член регионального совета московского "Яблока" Артур Гроховский. Учитывая же, что лидером Московского "Яблока" является поддержавший инициативу калужан Сергей Митрохин, налицо явный внутрипартийный конфликт.

Фото: AP

Ещё одна горячая для "яблочников" проблема обсуждалась на вчерашнем заседании Дискуссионного клуба, темой которого стали права и обязанности сексуальных меньшинств в России. По мнению участников дискуссии, представителей этих самых меньшинств в России насчитывается от 3 до 7% — "и это тоже электорат", защита прав которого на политическом уровне прибавит ей популярности как минимум на международной арене.

Председатель гендерной фракции "Яблока" Галина Михалева в своём выступлении отметила, что нетерпимое отношение к меньшинствам существует только в авторитарно-тоталитарных системах, а там, где господствуют демократические принципы, — к секс-меньшинствам относятся терпимо и толерантно. Кроме того, российское общество "гомосексуализм у населения ассоциируется с тюремным способом унижения", поэтому "люди боятся об этом говорить". "Мы понимаем, что это наша политическая задача, как партии, которая защищает права граждан, — заявила Михалева. — Я уверена, что это станет одной из наших тем. Цивилизованная современная европейская партия не может обойти эту тему", — цитирует главу гендерной фракции РИА "Новый регион".

Член Молодежной палаты при Мосгордуме Алексей Гнездилов в ответ на реплики о том, что подобные заявления отпугнут электорат, заявляет, что "начав молчать по принципиальным вопросам — мы уже никогда не откроем рта и ничем не будем отличаться от других партий, которые на словах так приятны народу, а на деле консервируют неравенство и проблемы в нашей стране. Другое дело, что мы из широкого спектра проблем выбираем те или иные вопросы, которые делаем главными темами на выборах. Естественно, что здесь мы вполне практично ориентируемся на мнение избирателей", — пояснил он.

Итак, на предстоящие региональные и парламентские выборы партия "Яблоко" идёт действуя по принципу "от противного". Если на улицах России появляются потреты Сталина, то "Яблоко" ставит вопрос о необходимости десталинизации и дебольшевизации России, предлагая в качестве альтернативы известного пособника нацистов и борца с большевизмом генерала Власова. Если речь идёт о необходимости развития в России собственной научной базы, воспитания нового поколения инноваторов, то "Яблоко" начинает лить слёзы по волею случая не досидевшего положенный срок на тюремных нарах Игоря Сутягина, которого высокопоставленные лица из Госдепаратамента США и Министерства юстиции признали своим "ценным агентом". Если речь заходит о нравственности и культуре, то демократы выходят с инициативами защиты меньшинств и новых искусствоведов из числа организаторов провокационной выставки "Запретное искусство — 2006", признанных виновными в возбуждении "ненависти и вражды по религиозным признакам".

Безусловно, что такая стратегия "яблочников" может быть любопытна политологам, но вряд ли найдёт понимание у избирателей, привыкших, как не крути, мыслить менее радикальными категориями.

Автор Лев Правдин
*
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить