Явлинский предлагает лечить "Эхо Москвы" от мании величия

Руководство демократической партии "Яблока" обвиняет "Эхо Москвы" в "презрении к этическим и профессиональным нормам" и требует от главного редактора радиостанции Алексея Венедиктова извинений .

"То, что Вы называете журналистикой и равноудаленностью, мы называем передергиванием, манипулированием, пропагандой, а, иногда, умышленной дискредитацией и даже организованной травлей. Стандарты в политике и журналистике изменились, конечно, не вчера – это давняя история. Но всему есть предел, - заявил член Политкомитета "Яблока" Сергей Иваненко. - Информирую Вас о невозможности моего участия в эфирах вверенной Вам радиостанции до принесения лично Вами публичных и исчерпывающих извинений", - добавил он.

Поводом для скандала стало решение Общественной коллегии Союза журналистов России (СЖР) отклонить жалобу партии "Яблоко" на радиостанцию "Эхо Москвы".

28 мая члены РОДП "Яблоко" обратились в Большое жюри журналистов по поводу работы радиостанции "Эхо Москвы". "Яблочники" обращали внимание на то, что в ряде сообщений радиостанции "содержится информация, не соответствующая действительности".

Например, речь шла о скандале с письмом питерского "яблочника" Дмитрия Коцюбинского, который требовал от Явлинского уйти в отставку или прекратить переговоры с Кремлем. В течение дня "Эхо" несколько раз сообщило об открытом письме одного из почти 60 тысяч членов "Яблока" к однопартийцам, а к вечеру того же дня посыл сообщения изменился: "Соратники лидера "Яблока" Григория Явлинского призывают его выйти из процесса тайных переговоров с Кремлем или покинуть пост председателя партии". К ночи это сообщение радиостанции претерпело еще одну трансформацию: "Громкий скандал разгорается в партии "Яблоко". Там звучат призывы к лидеру Григорию Явлинскому покинуть свой пост".

"Чьи призывы, кроме призыва Д.Коцюбинского, звучат, якобы, в "Яблоке", радиостанция не сообщала. Более того, распространяя сообщения о, якобы, разгорающемся скандале в партии, радиостанция новой информации на эту тему не передавала: менялись только заголовки сообщений, базовый же текст оставался прежним", - говорится в обращении. Кроме того, после того как на заседании Бюро Петербургского "Яблока" было выражено несогласие с позицией Д.Коцюбинского, сообщение об этом решении было размещено на партийных сайтах, о нем сообщил "Интерфакс", пресс-служба "Яблока" направила текст решения в информационную службу "Эха Москвы" и в приемную главного редактора радиостанции Алексея Венедиктова, слушатели "Эха Москвы" об этом так и не узнали.

Указываются в Обращении и на другие спорные моменты. В частности, приводится высказывание главного редактора "Эха Москвы", заявившегося, что "..."Яблоко" практически партия фюрерского типа, вождистского типа. Это не плохо, не хорошо - это так". Обращается внимание и на историю с убийством в Махачкале правозащитника, руководителя Дагестанского отделения "Яблока" Фарида Бабаева, о котором радиостанция не сочла нужным сообщить. "Является ли убийство правозащитника, кандидата в депутаты Государственной Думы, лидера партийного списка за несколько дней до выборов событием, заслуживающим упоминания в обзоре наиболее важных событий недели? Есть ли основания считать, что, умолчав об этом убийстве, журналисты нарушили свой долг? Является ли умолчание в этом случае проявлением непрофессионализма упомянутых журналистов?" - задаются вопросом авторы обращения Евгений Диллендорф и Юрий Шейн.

Однако в ходе публичного разбирательства Алексей Венедиктов отверг все претензии партии, назвав их полностью несостоятельными. И именно его позиция нашла отражение в решении Общественной коллегии СЖР.

Сразу же по оглашении вердикта коллегии, принятого в закрытом режиме, пресс-секретарь "Яблока" Евгения Диллендорф объявила о своем намерении уйти в отставку. "Общественная коллегия не удовлетворила нашу жалобу ни по одному пункту. Я полагаю, что за 15 лет, которые я работаю, наши стандарты разошлись, - сказала Евгения Диллендорф. - Очевидно, у нас разные представления о том, что такое журналистика и что такое травля. Видимо, просто стандарты изменились", - заявила она.

Подобным исходом дела оказался удовлетворён лидер "Молодёжного "Яблока" Илья Яшин, считающий, что "жалоба на "Эхо" - глупость, граничащая с провокацией. Ничего, кроме политического ущерба, эта история моей партии не принесет. Тем более странно выглядит позиция руководства "Яблока", не дистанцировавшегося от этой дурно пахнущей инициативы", - пояснил он в своём блоге в "Живом журнале".

Однако руководство партии не только не "дистанцировалось", но и встало на сторону Евгении Диллендорф. Сергей Иваненко, как уже было сказано выше, ждёт от г-на Венедиктова объяснений. Бывший лидер "Яблока" Григорий Явлинский также высказался в защиту пресс-секретаря.

Комментируя отказ руководства "Эха Москвы" "от рассмотрения конкретных фактов, подмены рассмотрения общими рассуждениями ни о чем, паническое нежелание слышать критические замечания в свой адрес", Григорий Явлинский констатирует: "Характерными стали презрение к этическим и профессиональным нормам, безответственность, корпоративность, защита чести мундира, "междусобойчик", ярко проявившиеся на данном примере. Это еще раз показало то, что хорошо известно – уровень демократической политической журналистики в России в последние годы катастрофически снизился".

Г. Явлинский обращает внимание на то, что Обращение было связано не с тем, что "Эхо" больше других искажает информацию или больше всех участвует в заказных кампаниях травли или пропаганды", а с тем, "что эта радиостанция является одним из наиболее известных СМИ в сфере политической информации, и долгое время была весьма авторитетным источником. И, конечно, хотелось бы, чтобы она вернула себе репутацию серьезного, надежного, авторитетного СМИ".

Григорий Явлинский предполагает, что причины столь неадекватного поведения радиостанции связаны с её "монопольным положением, обеспечиваемой ей авторитарной системой". "Учитывая, что за политическими передачами всегда есть интересы, все это превращается в целенаправленное и весьма небезопасное манипулирование общественным мнением, скрытую и открытую пропаганду, выполнение различных заказов. По сути, с учетом специфики радиостанции и ее аудитории, это промывание мозгов для интеллигенции. Вот гостелевидение – это для всех, а "Эхо" для оппозиционной интеллигенции и общественности", - считает Г. Явлинский. "Итог ожидаемый: критиковать работу "Эха Москвы" теперь - это то же, что критиковать Газпром, и с таким же результатом. Только судьба у них будет разная", - подчёркивает бывший лидер "Яблока".

Автор Игорь Кулагин
Игорь Кулагин — бывший обозреватель Правды.Ру *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *