Драка со вкусом "Яблока"

Подозреваемый в нападении на сотрудника милиции лидер петербургского отделения партии «Яблоко» Максим Резник может быть осужден на срок до 5 лет лишения свободы. Таково максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом по статье 318, часть 1 – «Применение насилия в отношении представителя власти». Родственники и защитники Резника утверждают, что он не мог избить милиционеров. Впрочем, в этом деле ясно пока лишь то, что дело это весьма темное.

По версии правоохранительных органов, Максим Резник был задержан в третьем часу ночи 3 марта на улице Маяковского, у питерского офиса партии «Яблоко». В протоколе задержания, по данным газеты «Взгляд», сказано, что «задержанный ударил сотрудника милиции». По данным гособвинителя, озвученным на суде, Резник был нетрезв, оскорблял сотрудников милиции и дрался ними.

В настоящий момент в отношении питерского яблочника избрана мера пресечения – арест сроком на 2 месяца. У Следственного комитета при прокуратуре Санкт-Петербурга осталось 10 дней для предъявления Максиму Резнику обвинения по возбужденному в его отношении уголовному делу. Сам глава питерского «Яблока» сообщил журналистам, что объявляет голодовку.

Сторонники Резника полагают, что его арест стал местью со стороны властей за выступление в эфире местной телекомпании «СТО». В ночь со второго на третье марта, комментируя итоги выборов, Резник рассказывал в студии, что число избирателей с думских выборов в Петербурге сократилось к президентским на несколько тысяч, а также, что активисты мурманского «Яблока» 2 марта якобы смогли проголосовать на участках без документов.

Справедливости ради нужно отметить, что подобные же заявления не раз были озвучены в оппозиционных СМИ – без каких-либо последствий. Центризбирком выразил готовность разбираться с нарушениями, попросив лишь предъявлять их доказательства, а не делать голословных заявлений.

Далее в истории с Резником начинаются странности. По данным его защитников, выйдя из телестудии около часа ночи, он сообщил матери по телефону, что у него неотложные дела и он едет в партийный офис. Через некоторое время, по сведениям «Новой газеты», в офисе «Яблока» появился находящийся в нетрезвом состоянии Сергей Инденок – личность весьма примечательная. «Новая газета» сообщает, что он был «вынужден два года назад покинуть партию из-за скандала», не уточняя, какого именно.

Между тем, именно член «Яблока» Сергей Инденок «прославился» на весь Петербург в 2006 году как фигурант скандальной видеозаписи, на которой он, в кампании молодых людей, смотрит кадры кинохроники с выступлениями Гитлера, выкрикивает нацистские лозунги и вскидывает руку в нацистском приветствии.

Объясняя собственное поведение, Инденок в газете «Версия в Питере» от 12.06.2006 года опубликовал открытое письмо, в котором пояснил: видеозапись с его участием – попытка шантажа. Говоря  о ее авторах, он пояснил: «Эти люди вначале завязали со мной дружеские отношения, узнали слабые стороны моего характера, мои вредные привычки, в частности, мое пристрастие к посиделкам в «хорошей компании», а потом просто банально подставили».

«Конечно, я бы никогда не стал участвовать в такой провокационной съемке, если бы находился в адекватном состоянии. Но в том-то и дело, что я потерял тогда контроль над собой, уступил уговорам, в чем позже был вынужден горько
раскаиваться», - значится в открытом письме.

По неизвестной причине, Максим Резник глубокой ночью пустил нетрезвого Инденока в партийный офис. И даже, по данным «Новой газеты», взялся  впоследствии проводить его домой.

Далее у дверей офиса произошла ссора Инденока с какими-то людьми, завязалась драка, появилась милиция. Максим Резник пытался драку разнять и оказался в отделении за «применение насилия в отношении представителя власти». «Судя по протоколу задержания, Максим Резник, будучи пьяным, сначала нецензурно оскорблял, а потом «руками и ногами» избил троих сотрудников правоохранительных органов», - сообщает «Новая газета».

Оппозиционеры, вставшие на защиту Резника, активно подчеркивают именно версию «избиения» «яблочником» милиционеров. «Как так получилось, что невменяемо пьяный, по мнению следователей, человек ухитрился избить четверых подготовленных мужчин так, что они получили увечья?!», - цитируют издания слова матери Резника.

Впрочем, уже адвокат «яблочника» Борис Грузд описывает картину происшествия не столь драматично: «Он пытался пресечь действия сотрудников милиции, которые избивали его товарища».

Похоже, непрерывные упоминания термина «избил милиционеров» являются для оппозиционеров лишь инструментом воздействия на общественное мнение, попыткой довести ситуацию до абсурда. Отдельные СМИ подчеркивают, что Максим Резник кандидат в мастера спорта по шахматам, а не по боевым искусствам, и избить милиционеров не мог просто физически.
Между тем, достаточно прочесть Уголовный кодекс, чтобы понять: ни о каком избиении речи не идет, уголовное дело возбуждено по самой «мягкой», 1-й части статьи 318: «Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия в отношении представителя власти».

О физическом состоянии Максима Резника на момент «применения насилия» нечего не известно, в том числе и не ясно, проводилось ли его медицинское освидетельствование после задержания на предмет алкоголя в крови. В настоящий момент материалы следствия не доступны журналистам, они защищены законом о тайне следствия.

Мать Максима Резника утверждает, что созванивалась с сыном ночью и он был абсолютно трезв. Однако нельзя сбрасывать со счетов и других версий. Судя по репликам отдельных питерских оппозиционеров, суть ночных посиделок в офисе «Яблока» не  является для них особой тайной. «Сказали, что в застенках Максим. Звонил Максиму. Он в ауте», - записал в своем интернет-дневнике один из известных деятелей питерской оппозиции, сам в недавнем прошлом член «Яблока».

«Конечно, очень интересно, как питерские «яблочники» буду объяснять факт, что их лидер нажрался и до кого-то до..ся, а теперь ему грозит уголовка...», - записано чуть позже в том же дневнике.

Ясно, что оппозиционерам крайне выгодно представлять случившееся именно как политический скандал и преследования своего соратника со стороны властей. Однако и версию банального хулиганства, как показывает практика, рано сбрасывать со счетов. О возможном пьяном дебоше с участием главы питерского «Яблока» и экс-яблочника с подмоченной репутацией, говорит никак не меньше фактов, чем о версии заказной политической провокации.

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить