"Яблоко" в раздоре: Григорий Явлинский впервые заявил о своем отношении к НБП

В старейшей демократической партии России «Яблоко» - разлад. Причина разлада – сближение «Яблока» и Национал-большевистской партии Эдуарда Лимонова . Разговоры о фашизации демократов, ставшей следствием тесного сотрудничества региональных отделений НБП и «Яблока», идут достаточно давно. Тем более удивительно, что до вчерашнего дня это никак не комментировал лидер "Яблока" Григорий Явлинский . Впрочем, оглашение его позиции не решит проблемы внутрипартийных брожений.

Внимание СМИ привлекли, в частности, высказывания главы Санкт-Петербургского отделения «Яблока» Максима Резника, который еще летом 2005 г. говорил о возможности союза с НБП : «Это всерьез обсуждается. Есть мнение, что те силы, которые готовы объединиться на широкой социал-демократической основе, в том числе и НБП, должны выдвигаться от одной партии. На сегодняшний день такая партия в Санкт-Петербурге одна – это российская демократическая партия «Яблоко».

Санкт-Петербург превратился в основной центр совместных действий НБП и «Яблока». Именно там с зимы 2005 г. стали проходить масштабные акции протеста, в которых принимали участие такие организации, как «Яблоко», «Оборона», КПРФ, ОГФ, НБП и другие. Плечом к плечу с нацболами «яблочники» защищали Ходорковского, малый бизнес и боролись с «уплотнительной застройкой».

Читайте также: Странные игры демократов в фашизм

В частности, глава питерского отделения «Яблока» Максим Резник вместе с гауляйтером регионального отделения НБП в Санкт-Петербурге Андреем Дмитриевым встречались со спикером Законодательного Собрания Вадимом Тюльпановым во время митинга против отмены льгот 26 января 2005 г. Тогда перед ЗакСобранием Санкт-Петербурга собралось более тысячи человек, державших флаги НБП, «Яблока», а также оранжевые флаги без партийной символики. Участники митинга пытались заблокировать вход в Мариинский дворец, выкрикивали "Позор "ЕдРу!", сжигали партбилеты 'Единой России'.

Помимо Санкт-Петербурга, «яблочники» и нацболы тесно сотрудничали в Москве, Красноярске, Калуге и других городах. Постепенно их совместные акции переросли в новый формат отношений, и тогда активисты обеих партий заговорили о «коалиции». «Есть такая установка, что если НБП откажется от своего названия и символики, то мы с ними готовы взаимодействовать, - заявил глава московского отделения «Яблока» Сергей Митрохин. -...Взаимодействие возможно, и какие-то формы коалиции возможны... Деятельность их (национал-большевиков) в настоящее время носит правозащитный характер, гражданский». С Митрохиным согласен и активист санкт-петербургского отделения «Яблока» Борис Вишневский: «Публика в питерской НБП совершенно нормальная, никакого особенного экстремизма в них нет, как нет и национализма или фашизма. Фашистов они ненавидят так же, как и мы».

Однако не все в демократическом лагере были согласны с такими заявлениями. С резкой критикой «Яблока», готового «слиться в экстазе» с экстремистами из НБП, выступил авторитетный правозащитник Александр Подрабинек. В статье «Крокодилы ищут друзей», опубликованной в «Новой газете», он попытался убедить демократов в том, что, помогая национал-большевикам обрести «общественное признание», они тем самым своими руками закладывают фундамент новой тюрьмы, в которой «нам и нашим детям предстоит сидеть, а им (лимоновцам) — быть нашими надзирателями».

Не понравились заигрывания «яблочников» с нацболами и их союзнику по объединенной демократической коалиции – Союзу Правых Сил. Один из наиболее активных «лоббистов» интересов «Яблока» в СПС , Сергей Жаворонков , был исключен из рядов партии за то, что принес партийную символику на «Марш несогласных», в организации которого приняли участие национал-большевики. Не последнюю роль в его исключении сыграла предельно жесткая реакция Валерии Новодворской, которая сразу же после «Марша» позвонила секретарю федерального политсовета СПС Виктору Некрутенко и «очень сурово отчитала» его за то, что на мероприятии вместе с флагами лимоновцев были и флаги СПС.

Но это все была, если можно так выразиться, критика извне. Однако в последнее время тревожная тенденция к сближению с национал-экстремистами расколола и само «Яблоко». Сначала на известном либеральном ресурсе «Грани.Ру» появилась статья видного «яблочника» Андрея Пионтковского , озаглавленная «Кто обвиняет нацболов в фашизме». Пионтковский уверенно заявил, что никаких расхождений между «Яблоком» и НБП по основным идеологическим вопросам не существует.

Разговоры о фашизации демократов, ставшей следствием тесного
Разговоры о фашизации демократов, ставшей следствием тесного

«В понимании этого главного – неразрывности ценностей патриотизма, социальной справедливости и свободы – мы с сегодняшним Лимоновым едины», - добавил он. Оговорившись, правда, что ему и его друзьям по партии «непонятны и крайне неприятны название лимоновской партии и ее символика». Тем не менее, заметил Пионтковский, «мы никогда не откажемся от моральной поддержки мучеников режима – молодых лимоновцев, томящихся в тюрьмах, избиваемых на улицах фашистскими штурмовиками, вскормленными администрацией президента. Эти молодые люди – сегодня совесть России».

По-видимому, эта попытка сделать из нацболов мучеников за демократию стала последней соломинкой, переломившей спину верблюду. На следующий день первый зампред «Яблока» Сергей Иваненко выступил с резким заявлением о том, что никаких союзов и совместных действий «Яблока» и НБП «не было, нет и никогда не будет». Насчет «не было» господин Иваненко, конечно, погорячился, но само по себе заявление вполне симптоматично.

Второй человек в «Яблоке» фактически признал, что в партии наметился раскол, причем раскол, вызванный вопросом о сотрудничестве с национал-большевиками. «Я уважаю талантливого публициста Андрея Пионтковского, но политика «Яблока» определяется не мнением отдельных членов бюро, а программой, уставом, решениями руководящих органов, — сказано в заявлении Иваненко. — В этих документах нет ничего общего с программными установками национал-большевиков, идеями, выраженными в символике и названии НБП. Символика и название НБП, которые Андрей Пионтковский называет всего лишь "непонятными и крайне неприятными", для «Яблока» абсолютно неприемлемы, так же, как и программа национал-большевиков. Отношение к этим символам, программе и действиям «лимоновцев» не является вопросом вкуса и личных предпочтений. Это политическая позиция».

В то же время Иваненко признал, что в «Яблоке» действительно есть члены партии с радикальными взглядами. Однако их "абсолютное меньшинство".

Возможно, тех, кто рвется к объединению с национал-экстремистами Лимонова, в «Яблоке» действительно не так много. Проблема в том, что это не только рядовые члены, а знаковые для партии фигуры – яркий публицист Пионтковский, главы крупнейших региональных отделений «Яблока» - Сергей Митрохин (Москва) и Максим Резник (Санкт-Петербург), а также бывший лидер «Обороны» (а ныне молодежного крыла партии) Илья Яшин, наладивший «работу с улицей» и воспринявший многое из накопленного НБП опыта акций прямого действия. Этим «социал-революционерам», как называет сторонников союза с лимоновцами гауляйтер петербургского отделения НБП Андрей Дмитриев, противостоят «старые демократы» - Иваненко, Алексей Арбатов, Виктор Шейнис. И «социал-революционеры», и «старые демократы» могут рассчитывать на определенную поддержку товарищей по партии, что при неблагоприятных условиях может привести к реальному кризису «Яблока».

До недавнего времени было непонятно, почему «держит паузу» бессменный лидер «Яблока» Григорий Явлинский. С одной стороны, казалось очевидным, что без его молчаливого одобрения союз с НБП в любой форме был бы невозможен. С другой – сам Григорий Алексеевич ни разу не комментировал этот союз, несмотря на то, что он имеет чрезвычайно важное значение не только для «Яблока», но и для российского демократического движения в целом. Даже на прямые вопросы журналистов господин Явлинский предпочитал отшучиваться или отвечать не по существу.

И вот, наконец, лидер «Яблока» впервые озвучил свою позицию в отношении перспектив союза между «Яблоком» и НБП. Выступая перед коллективом Института США и Канады РАН, он заявил, никакой союз между этими двумя организациями невозможен. «Люди, которые называют себя национал-большевиками, для нас неприемлемы в принципе, потому что нацизм, большевизм – самые большие трагедии двадцатого века, - сказал, в частности, Явлинский. – И люди, которые не понимают этого и бегают под знаменами со стилизованной свастикой, ни при каких условиях не могут быть нашими партнерами, коллегами и союзниками».

Возможно, выступить с таким резким заявлением Явлинского вынудила реакция общественности и СМИ на так называемые «странные союзы» 23-го февраля, когда национал-большевики в один и тот же день маршировали по Тверской вместе с фашистами из Народной национальной партии, и выступали в роли охранников либерального митинга у Министерства обороны. Тогда совместные действия национал-большевиков и либералов серьезно скомпрометировали демократическое движение.

Степан Королев
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить