"Освободить" по-быстрому: России предложили ускоренную "десоветизацию"

Российские населенные пункты необходимо "освободить" от памятников В. И. Ленину, а Мавзолей в центре Москвы — закрыть. Об этом говорится в послании Архиерейского синода Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ).

"Одним из символов примирения русского народа с Господом могло бы служить освобождение Красной площади от останков главного гонителя и мучителя XX века и сокрушение поставленных ему памятников. Это всё символы беды, трагедии и крушения нашей богоданной державы. Так же следует поступить и с названиями городов, областей, улиц, которые по сей день лишены их исторических наименований", — говорится в послании, распространенном 12 марта.

При этом отмечается, что бурное развитие России остановила "лишь организованная и поддержанная западными странами революция". "В этой связи следует помнить, что сегодняшняя неустанная травля России со стороны "западной цивилизации" существовала и сто лет тому назад, да и много прежде. Миру была ненавистна Российская империя, наследница святой православной Руси. Ни верность союзническому долгу, ни всегдашняя готовность русских государей к сотрудничеству не помогали. Характерно высказывание знаменитого британского политического деятеля лорда Палмерстона: "Как трудно жить на свете, когда с Россией никто не воюет".

В послании также отмечается, что российские образованные сословия, воспитанные в традициях так называемого западничества, "едва ли не с самоубийственным упорством толкали Россию в пропасть, всячески склоняя русский народ к отказу от своей веры, своего царя и своего Отечества".

Напомним, в настоящее время Русская православная церковь заграницей является одной из самоуправляемых Церквей Московского патриархата. Акт о каноническом общении был подписан в 2007 году патриархом Московским и Всея Руси Алексием II и первоиерархом Русской православной церкви заграницей митрополитом Лавром в 2007 году. Возникла же РПЦЗ в 1920-х годах прошлого столетия и объединяла большую часть духовенства Русской православной церкви, которая оказалась в эмиграции после революции 1917 года и гражданской войны. В СССР Русскую православную церковь заграницей неизменно рассматривали как "контрреволюционную" и "антисоветскую" организацию.

В понедельник депутат Госдумы Иван Сухарев (ЛДПР) направил запрос на имя главы Совета Федерации Валентины Матвиенко с просьбой рассмотреть вопрос демонтажа Мавзолея на Красной площади в Москве. "Большевистский переворот, по сути, был преступлением против государства. Теперь мы живем в совершенно иной стране, но символы, мертвецы продолжают находиться в центре столицы. Нужно раз и навсегда поставить точку в данном деле и примирить красных и белых, похоронив большевистских вождей по православному обряду. Тем более, свою позицию по этому поводу озвучила Церковь", — цитирует парламентария RT. Напомним, ранее депутат прославился тем, что предложил перенести празднование Дня защитника Отечества с 23 февраля на другой день.

В общем, отношение РПЦЗ к Ленину понятно (в отличие от инициатив депутата Ивана Сухарева). Но возникает вопрос — а как быть с 70-летним периодом в истории нашей страны? Понятно, что нравится он может не всем, но означает ли это, что его просто надо попытаться вычеркнуть? Как это делают в некоторых соседних государствах, снося памятники — и не только Ленину.

К слову, это неприятие советского периода характерно и для столь порицаемых в РПЦЗ "западников". Ранее "Правда.Ру" сообщала, что основатель "Яблока" Григорий Явлинский призвал добиваться государственного "отказа от советского, большевистского и сталинского наследия" и "переоснования государства после столетнего смутного времени".

Протоиерей Андрей Ткачев считает, что рано или поздно вопрос о захоронении Ленина поднимать надо — в отличие от памятников, история с которыми "очень масштабная". "Можете себе представить, сколько населенных пунктов в советское время было засеяно этими бюстами, памятниками разной степени искусствоведческого таланта", — сказал он "Правде.Ру".

В то же время, подчеркнул священнослужитель, вопрос с захоронением тела Ленина нужно решать так, чтобы не спровоцировать гражданский конфликт. "Мы же не закончили гражданскую войну, в каких-то странных вялотекущих формах она продолжается: у нас есть и белые, и красные, и анархисты, и неприсоединившиеся, есть своя Антанта. Мы можем с высокой вероятностью представить, кто кем бы был в 1917 году, в феврале или октябре, в зависимости от сегодняшних политических пристрастий. Эти вещи делать надо, но надо делать так, чтобы послужили благу, а не стали спусковым крючком для гражданской смуты", — полагает Андрей Ткачев.

Президент информационно-аналитического центра "Религия и общество" Алексей Гришин считает, что постановка вопроса о сносе памятников в нынешних условиях контрпродуктивна. "Я сторонник того, что улицы должны называть те, кто их построил, так же как и станции метро и т. д. Памятники должны ставить современники, мы не можем сейчас переосмысливать то, что сделали наши отцы, деды, прадеды. Да, обилие памятников удивляло и поражало, но сейчас, в общем-то, их количество приведено в некое соответствие нормам приличия", — сказал эксперт "Правде.Ру".

"На мой взгляд, огульно говорить, что "давайте уничтожим все памятники", нельзя. Тогда мы даем почву для сторонников Ленина, сторонников Коммунистической партии говорить о сносе других памятников: царям, Петру, Екатерине, то есть тем людям, которые сформировали фактически нынешнее российское государство", — отметил Алексей Гришин.

Читайте статью на английской версии Pravda.Ru

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Последние материалы