Трест, который лопнул

Новый политический сезон российская оппозиция начала со скандалов. Так и не сумев выжать максимум пользы из бесланской трагедии, оппозиционные политтехнологи вытащили из рукава новый козырь, нанеся удар по зам. главе Администрации президента Владиславу Суркову. Впрочем, как и в случае с Бесланом, политический креатив дал серьёзную трещину .

Начиналось всё более чем серьёзно: "Генеральному прокурору Российской Федерации Ю.Я. Чайке ЗАЯВЛЕНИЕ о преступлении". А далее, Владислава Суркова обвинили… нет, не в убийстве конкурента, расхищении государственного бюджета или, не дай бог, в нарушении Конституции, а в превышении должностных полномочий. И главным доказательством данного преступления послужила встреча зам. главы президентской Администрации с активом партии "Единая Россия", которая состоялась 28 июня.

Тогда, согласно тексту Заявления, Сурков сказал буквально следующее: "Мы поддерживали и будем поддерживать "Единую Россию". Это нормальная практика демократических стран". В этом выступлении Суркова, по мнению авторов заявления, - а ими стали Борис Надеждин (СПС), Елена Лукьянова (КПРФ) и адвокат Вадим Прохоров, – "содержится прямое указание о совершении им действий, за которые предусмотрена уголовно-правовая ответственность". В частности, добровольные блюстители законности указали на тот факт, что в соответствии с законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", "гражданскому служащему запрещается использовать должностные полномочия в интересах политических партий... публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям, если это не входит в его должностные обязанности". Кроме того, для большей солидности заявители сослались на Закон о политических партиях, в соответствии с которым "лица, находящиеся на государственной или муниципальной службе, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в интересах политической партии, членами которой они являются, либо в интересах любой иной политической партии".

"Вопрос в том, что это такое - "злоупотребление служебным положением", - говорит доктор юридических наук, ректор Российской академии адвокатуры Гасан Мирзоев. - С точки зрения уголовного законодательства, "злоупотребление" – это когда человек действует во благо себе, т.е. используя государственные ресурсы наносит ущерб интересам службы и государства". Так, например, было во время знаменитого Уотергейтского скандала в США. Тогда президент Ричард Никсон отдал приказ, который противоречил Биллю о правах, что и привело в итоге к его отставке.

Какой конкретно вред нанёс интересам государства Владислав Сурков или какую личную выгоду он получил в ходе этого выступления, его обвинители сказать то ли не смогли, то ли просто запамятовали сделать это. Как, впрочем, позабыли и о том, что Сурков не является членом "Единой России". Спешка, с которой был слеплен этот документ, помешала его авторам более основательно подойти к подготовке заявления, и, хотя бы, мельком взглянуть на должностные обязанности Владислава Суркова, обязанного обеспечивать "взаимодействие Президента и Администрации Президента с Советом Федерации, Государственной Думой, Центральной избирательной комиссией, политическими партиями...".

"Те люди, которые выступают от имени Администрации президента, в рамках своих должностных полномочий наделены обязанностью давать комментарии, в том числе, по политическим вопросам. Точно так же, как должностная обязанность сотрудников Минюста регистрировать уставы политических партий и выносить оценку по поводу соответствия уставов, программ и всего остального требования законодательства", - уверен Гасан Мирзоев.

Понимали ли это подписанты Заявления, каждый из которых имеет юридическое образование? Скорее всего, понимали. Понимали ли они и то, что составленный с нарушением элементарных юридических норм документ будет использован исключительно в политических целях? Понимали тем более. Но всё же подписали. Хотя, похоже, один из заявителей - член Политсовета СПС Борис Надеждин - в последний момент дал задний ход. В материале, опубликованном на страницах "Новой газеты", нет ни единого упоминания о Надеждине. Попытки получить комментарии у самого Бориса Борисовича, также окончились крахом - все его телефоны оказались выключенными.

Кто знает, может быть, сыграл свою роль ораторский талант одного из адвокатов Михаила Ходорковского Вадима Прохорова, убедившего своих коллег в успехе мероприятия. Может быть, в какой-то момент Надеждину с Лукьяновой захотелось прославиться, выступив обвинителями высокопоставленного чиновника. Может быть им напомнили, что как КПРФ, так и СПС просто не могут не могут не помочь людям из ЮКОСа, которые долгое время исправно финансировали их партийную деятельность. Да, сейчас, Михаил Борисович Ходорковский полирует нары в Краснокаменской колонии. Но его деловой партнёр Леонид Невзлин, вовремя осевший в Израиле, сохранил остаток денежных средств, которых вполне хватит, чтобы отблагодарить своих помощников надлежащим образом.

В России наступает время выборов - депутатов региональных законодательных органов власти, Государственной Думы, президента Российской Федерации. Под брендом "Другой России" организационно определилась и антипутинская коалиция, которой необходимо проявить себя. Хотя бы перед зарубежными спонсорами. Вот и высасываются из пальца информационные поводы, которые, каким бы смешными они не казались в России, будут восприняты западной аудиторией совершенно однозначно. При этом политтехнологов совершенно не заботит репутация людей, которые будут принесены в жертву интересам иностранного капитала.

Так уже произошло с депутатом из "Родины" Юрием Савельевым, выступившего с докладом по расследованию трагедии в Беслане 1-3 сентября 2004 года. Несмотря на то, что Ю. Савельев неоднократно обращал внимание на отсутствие политической подоплёки в своём документе, деятелями "Другой России", приведённые в докладе факты интерпретировались исходя из собственных интересов. Естественно, об объективности речи даже и не шло.

Скорее всего, Бориса Надеждина и Елену Лукьянову также использовали в качестве живого щита. Ведь не случайно руководство СПС и КПРФ, заявили о своей полной непричастности к заявлению в Генпрокуратуру, сославшись на личную, внепартийную инициативу своих товарищей.

"Я абсолютно убежден в том, что мы находимся на таком этапе развития, когда дан новый импульс к вопросам государственности и национальной политики. Мы являемся свидетелями беспрецедентного роста политического движения в стране, когда на общей политической платформе формируются новые движения. Сурков поддержал ту политику, которую проводит "Единая Россия". Точно также он поддержал Партию Жизни. Кто-то выразил свою поддержку другой партии, чьи политические цели и задачи направлены на укрепление государственного суверенитета. Сотрудники Аппарата главы государства обеспечивают проведение политики президента. Так что Сурков, в соответствии со своими обязанностями, и старается направить деятельность своего аппарата именно на обеспечение стабильности и спокойствия в нашем государстве", - подвёл итог дискуссии Гасан Мирзоев.

Лев Правин

Автор Игорь Кулагин
Игорь Кулагин — бывший обозреватель Правды.Ру *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить