Не обратиться ли во вред телевизионная слава для свидетеля по делу Зейналова?

Защита от мести: кто поможет свидетелям преступлений?

Программа по защите свидетелей - относительно новое явления для российской действительности. Не все имеют четкое представление о ее работе, не все готовы доверится защите полицейских. А порой свидетели даже не способны объективно оценить риск, сами проявляя беспечность. Вот, например, человек, который помог отыскать Орхана Зейналова - а на пользу ли пойдет ему слава? 

МВД и Следственный комитет с гордостью отчитались о быстрой поимке предполагаемого убийцы Егора Щербакова - можно сказать, его взяли по горячим следам. В этом следственным органам помог бывший арендодатель Орхана Зейналова.

Что подозреваемого арестовали буквально через несколько дней после совершения убийства вызывает, конечно, уважение.

Добровольный помощник следствия, хозяин квартиры, в которой проживал Зейналов, получит от МВД премию в размере 1 миллиона рублей. Но не приобретет ли он еще и проблемы? Ведь о его участии в поимке преступника знают теперь все. Кто сможет гарантировать ему безопасность, кто защитит его от возможной мести?

Впрочем, сам мужчина тоже допустил определенную беспечность, согласившись принять участив прямом эфире одного из интернет-изданий. Не скрывая лица, спокойно глядя в камеру, он рассказал свою историю знакомства с Орханом Зейналовым.

Читайте также: ИноСМИ о Бирюлеве: русский бунт, ксенофобия и дешевый популизм

Если сам свидетель, помощник следствия, не смог трезво оценить потенциальную опасность своих публичных откровений, то, может быть, журналистам не следовало пользоваться его наивностью? А просто взять у него анонимное интервью, не звать в прямой эфир?

"С практической точки зрения, конечно, не целесообразно указывать данные лица, которое помогло следствию. Но они приняли такое решение - скорее всего этот человек сам дал свое согласие. Если бы не дал- никто бы не стал разглашать эту информацию", - так прокомментировал ситуацию "Правде.Ру" директор по взаимодействию с органами государсвенной власти правозащитного движения "Сопротивление" Матвей Гончаров.

Всегда ли свидетель способен трезво оценить опасность, которую повлечет разглашение сведений о его персоне? Может быть, с такими людьми надо проводить специальную разъяснительную работу?

С 2005 года в России действует программа по защите свидетелей. Согласно закону, человеку, который подвергается опасности в связи с его участием в уголовном судопроизводстве, государство должно оказать помощь и защитить его от преследования со стороны злоумышленников. Его могут переселить в другой город, сменить ему место работы, учебы... В особенно опасных ситуациях подопечный свидетель может даже сделать пластическую операцию по смене внешности за счет государства.

Читайте также: "Диаспорам надо сказать: "Быстро найти этого недоноска!"

С сентября 2008 года действует специальное структурное подразделение МВД - управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите (УОГЗ). А совсем недавно МВД объявило о намерении модернизировать секретную информационную программу "Свидетель", чтобы на сто процентов устранить угрозу хакерского взлома электронных баз свидетелей, находящихся под защитой полиции.

Одним словом, работа в этом направлении идет. Имеются, конечно, и объективные недоработки в законодательном поле - например, многие юристы считают, что необходима декримилизация ответственности за отказ от дачи свидетельских показаний в случае отсутствия своевременной государственной защиты свидетеля. То есть, сейчас человек вынужден сначала дать показания, а потом ждать - предоставят ему защиту или нет.

Это, конечно, пугает многих свидетелей, во многих случаях люди просто боятся выступать в суде. Из-за этого многие преступления оказываются не раскрыты. Люди опасаются доверять органам МВД, и зачастую предпочитают остаться в стороне.

Читайте также: "У мечетей будет много людей? Так это их право"

Кроме того, иногда даже оказавшиеся под защитой специальной программы люди не всегда способны дисциплинированно исполнять предписания полицейских и становятся жертвами собственной беспечности. Об этом поведал в интервью "Российской газете" начальник управления по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите генерал-майор полиции Александр Лебедев: "Серьезная проблема появляется тогда, когда сам подзащитный нарушает требования безопасности. Мы готовим поправки в действующее законодательство, по которым с должностным лицом, при его обращении за госзащитой, необходимо будет составлять договор - это необходимо, чтобы в случае нарушения требований безопасности защищаемым, мы получили право прекратить в законном порядке его защиту".

Ну а нынешнюю ситуацию "Правда.Ру" попросила прокомментировать Даниила Корецкого, известного ученого-криминолога, доктора юридических наук, профессора и заслуженного юриста Российской Федерации:

Произошедшее совершенно неправильно. И здесь дело не в МВД, разглашали информацию ваши коллеги - журналисты. Зачем они это делали? Молодой парень, его просто поставили перед фактом. Интервью взяли, показали - а кто подумал о том, что будет завтра? И, кстати, часто методы операций раскрывают таким образом, и методы раскрытия преступлений - кто сказал, откуда появилась информация. Нужно просто вынимать разглашенную информацию из газеты или журнала, вот и все.

Надеемся, что у человека, не побоявшегося оказать помощь следствию и оказавшегося из-за этого в центре внимания СМИ, все будет благополучно. 

Автор Надежда Алексеева
Надежда Алексеева - журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Куратор Александр Артамонов
Александр Артамонов — военный обозреватель, редактор французской версии, ведущий обзоров «Контрольный выстрел» — на канале медиахолдинга «Правда.Ру» *
Обсудить