Ядерный щит: смена приоритетов

Российские ракетные войска стратегического назначения к 2021 году уже почти полностью, на 98 процентов, перейдут на универсальные ракетные комплексы пятого поколения.

Никакой сенсации, конечно, нет - эта дата называлась и ранее. Но на сей раз речь идет не только о замене собственно ракет, но и о модернизации существующих и строительстве новых пунктов боевого управления РВСН и насыщении этих объектов современной "начинкой".

Речь идет также об оборудовании инфраструктуры РВСН новейшими средствами связи, системами охраны, другими современными вооружением и техникой для обеспечения деятельности ударной ракетной группировки. В цитируемых прессах высказываниях руководства Минобороны отмечается также, что уже к 2016 году доля новых ракетных комплексов в РВСН составит около 60 процентов. И опять же - при параллельном развитии соответствующей инфраструктуры.

На вооружении стратегических ракетчиков до 2022 года, да и то в весьма ограниченном количестве, останется из "старых" лишь межконтинентальная баллистическая ракета РС-20В "Воевода" (по западной классификации - СС-18 "Сатана") - сейчас совместно с промышленностью военными проводятся работы по продлению срока ее эксплуатации до 30 лет.

Успеет ли Россия  перевооружить  РВСН в названные, довольно сжатые сроки? По мнению большинства военных экспертов, это вполне вероятно. Во всяком случае, видимых причин для задержки таких планов не наблюдается.

Пока соединений РВСН, полностью  оснащенных  межконтинентальными  баллистическими ракетными комплексами пятого поколения "Тополь-М" и "Ярс", в России относительно немного. Первым всего пару лет назад стало Тейковское ракетное соединение, расположенное в Ивановской области. Два ракетных полка из его состава оснащены пусковыми комплексами "Тополь-М", а еще два - комплексами "Ярс".

Представители Минобороны отмечали тогда, что в ходе перевооружения соединения на новые типы ракетных комплексов проводилось совершенствование инфраструктуры позиционных районов ракетных полков со строительством новых казарм, штабов, учебных корпусов и столовых, наращивалась база современных учебно-тренировочных средств.

В 2013 году будут закончены  работы по перевооружению на новые  ракетные комплексы Новосибирского и Козельского соединений, туда на нынешний момент уже поставлено более 100 единиц военной и специальной техники. Также начато перевооружение первого ракетного полка Тагильского соединения. Кроме того, до конца нынешнего года будут проводиться подготовительные работы по полному перевооружению в Иркутском и Ясненском ракетных соединениях.

Практически во всех последних официальных сообщениях о новейших ракетных комплексах фигурирует словно ставшее словно священным слово - инфраструктура. По всему следует, что руководство Минобороны активно меняет концепцию развития РВСН, сложившуюся еще при СССР.

Во времена Советского Союза концепция развития стратегической ракетной группировки базировалась на первенстве самого вооружения и вторичности обеспечивающей его деятельности вспомогательной сферы.

Бывали случаи, особенно в середине 80-х, уже в перестройку, заботиться об инфраструктуре только что открытых ракетных точек начинали только после  их приема на вооружение. То есть буквально в чистом поле или в глухой тайге-тундре оборудовались шахты, вводились в строй ракеты, проверялась их боеготовность. И только после этого начинали думать, чем же кормить дежурную смену ракетчиков, где им жить, кому производить текущие ремонтные и регламентные работы и так далее.

Помнится, где-то во второй половине 80-х в американскую прессу попали снимки советской новейшей ракетной шахты. Шум-гам-тарарам, наши спецорганы выясняют, откуда фото взялись, американцы откровенно смеются. И тут дело, по-моему, даже не в том, откуда американские журналисты раскопали редкие снимки. Дело в том, что прямо в периметре крышки суперсовременной ракетной шахты, чуть ли не на ней самой, стояла... обычная полевая кухня образца 1939 года, работающая на дровах, вовсю дымящая. Да ее и из космоса со спутников видно, не то, чтобы через объектив хорошей фотокамеры! Какая уж тут секретность...

Похоже, что нынешнее руководство  Минобороны, понимая важность непосредственно новейшего ракетного вооружения, идет по самому логичному пути: сначала тылы, потом боевые позиции.

Ну и немного об отдаленном будущем. Россия создает новую твердотопливную межконтинентальную ракету, которая когда-то, в перспективе, может заменить существующие ракетные комплексы уже и пятого поколения. Такие, как вышеупомянутые "Ярс" и "Тополь-М".

РВСН провели в 2012 году несколько пусков даже еще не рабочего макета, а прототипа этой ракеты с мобильной пусковой установки на государственном Центральном межвидовом полигоне "Капустин Яр" в Астраханской области. Надо сказать, весьма успешных пусков. Конструкторы военной техники пока с присущей им осторожностью не называют эту разработку шестым поколением межконтинентальных ракет.

Но ясно, что лет через десять (именно таков полный промышленный цикл ввода в строй не опытно-испытательных, а серийных ракетных изделий) ракетную технику тоже будет чем обновлять.

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Куратор Александр Артамонов
Александр Артамонов — военный обозреватель, редактор французской версии, ведущий обзоров «Контрольный выстрел» — на канале медиахолдинга «Правда.Ру» *
Обсудить