Россия хочет слышать океаны

Сообщения, что  ВМФ России решил создать субмарину с уникальной акустической системой, способную обнаруживать в пассивном режиме подводные и надводные корабли, а также низколетящие объекты, не так уж и сенсационны. Подобные лодки проектировались и спускались на воду  еще во времена СССР. Так что если это и хорошо забытое старое, то это хорошее старое.

По данным, которые сообщает газета "Известия" со ссылкой на источники в штабе  ВМФ, корабль  должен будет фиксировать наличие различных объектов на расстоянии до 600 километров, а за сотню километров - как минимум точно определять тип объекта, его скорость и направление.

Такая подлодка понадобилась для контроля за пространством Атлантики и Тихого океана. В Индийском же океане, где геополитические цели России менее претенциозны, такие корабли просто не найдут себе работы, во всяком случае, в обозримом будущем.

Кроме того, в нынешней Морской доктрине, утвержденной до 2020 года, основная глобальная задача ВМФ России, помимо защиты своих территориальных вод и стратегических ядерных сил - постоянное присутствие в Атлантике, Средиземном море, Тихом океане. И лишь периодическое - в Индийском океане. А по мнению ряда экспертов, в этих регионах для таких подводных лодок просто нет и пока не предвидится целей, на которые они могли бы навести ударные средства. Ну не с сомалийскими пиратами же воевать дорогостоящим оружием!

До сих пор в этих акваториях Россия использовала так называемые самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (или ДРЛОиУ, английская аббревиатура -- AWACS) еще с давних советских времен.  А подлодка, о возможном создании которой заговорили СМИ, официально называется "подводная лодка гидроакустического дозора и освещения подводной обстановки" (ГАДОПО).

Читайте также: В России починят "убийц авианосцев"

В отличие от самолета, излучающего поисковые сигналы, она действует в пассивном режиме, то есть только слушает гидрологическую обстановку, не излучая активных сигналов и оставаясь невидимой для противника. Лежит себе на дне или зависает на определенной глубине в режиме "тишина"  - и слушает беспокойный океан.

По данным СМИ, сейчас работы по формированию нового облика подводной лодки ведут несколько научно-исследовательских институтов ВМФ. По плану, работы должны быть завершены к концу этого года, еще несколько лет уйдет на разработку и утверждение проектов и строительство лодки. Пока флот планирует принять в состав только одну такую субмарину. А уж как там дальше пойдет - покажет опыт эксплуатации корабля.

Безусловно, такой лодке понадобится  высокочувствительная гидроакустическая станция (ГАС), способная обнаруживать объекты и все их параметры на значительных расстояниях. Американцы в свое время сделали ставку на создание так называемой системы SOSUS (это звуковая система обнаружения) в Атлантическом и Тихом океанах. То есть еще во времена самого что ни на есть разгара холодной войны опутали они океаны проводами, установили базовые станции, и слушают океан до сих пор.

Но у них в свое время  нашлись средства для того, чтобы стационарно опутать дно океанское дорогущей электронной паутиной. У СССР, а уж и у России подавно, столько средств на это не было.  Видимо, поэтому и было принято у нас решение построить эдакий автономно плавающий подводный "слухач".

Кстати, когда буквально через  несколько лет обнаружилось, что  советские подлодки, применяя определенные тактические приемы, без особого труда прорываются в океан через чуткую паутину SOSUS, в конгрессе США разразился скандал - зачем военные столько в это вбухали? Но тем не менее эта система работает и сейчас.

Надо сказать, что "гидроакустические"  лодки разрабатывались у нас еще во времена СССР. Например, еще в конце 60-х годов прошлого века в СССР стартовал уникальный проект 958 "Афалина" - как раз таки АПЛ гидроакустического дозора и освещения подводной обстановки. О которой заговорили сейчас, 40 с лишним лет спустя. Над проектом работали долго, все время совершенствуя гидроакустику.  Уже в грозовой атмосфере перестройки пахло распадом Империи...

Тем не менее, проект 958 закрыт не был, более того, по отношению к нему были поставлены новые требования, которые крайне затянули его разработку и не позволили полностью закончить проект к моменту распада СССР. Учитывая это, "Афалина" плавно "перетекла" из третьего поколения атомных субмарин в четвертое. Говорят, рукописи литераторов не горят. Но не горят и чертежи конструкторов!

Как раз в последнем варианте тактико-технического задания на проект 958 лодка задумывалась как корабль гидроакустического дозора и освещения подводной обстановки.

Для решения основных задач в  проекте 958 предусматривалась установка  нового мощного цифрового гидроакустического комплекса (ГАК) "Иртыш" с основной (носовой) сферической антенной "Амфора" и серией протяженных бортовых гидроакустических антенн с общей площадью в несколько десятков квадратных метров, чего тогда не планировалось ни на одном из советских или зарубежных проектов.

В общем, сам проект просуществовал до развала СССР и в 1991 году был "благополучно" закрыт окончательно... Хотя концептуальные наработки по проекту все равно остались в бумаге, и трудно исключить, что они в числе прочего снова не будут в какой-то мере использованы конструкторами.

Впрочем, другая "гидроакустическая" субмарина была все-таки в СССР доведена  до ума. Автору этих строк, долгие годы служившему на Северном флоте, довелось даже пару раз выходить на ней в море в качестве прикомандированного командира дивизиона живучести. Атомной подлодке "Аксон-1" К-403, она же "Казань" (заводской номер 450) - советская и российская атомная подводная лодка второго поколения, первоначально была построена в 1969-1971 годах по проекту 667А "Навага". Затем лодка была переоборудована и использовалась для испытаний гидроакустических комплексов для новых поколений АПЛ.

В 1983 году было завершено переоборудование по проекту 667АК "Аксон-1" для испытаний гидроакустических комплексов для АПЛ третьего поколения и в 1996 году по проекту 09780 "Аксон-2" - для четвертого поколения. Частично лодка могла выполнять и задачи по вышеупомянутому ГАДОПО - благодаря сильнейшему по тем временам гидроакустическому оборудованию, установленному на ней. Увы, уникальную лодку, как и подавляющее большинство советских подлодок специального назначения, распилили. Причем пилили их в основном на американские деньги по программе "Совместное сокращение угрозы".

В 2004 году лодка, носившая в то время  имя "Казань", была выведена из состава флота, в 2005 году Андреевский флаг спущен и передан в музей, корабль сдан гражданскому экипажу. В июле 2010 года рубка лодки была доставлена в Казань и установлена в качестве мемориала в Парке Победы. Так что ее можно еще можно даже потрогать руками...

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
Модернизируешь экономику – готовься на выход
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
Канада отказалась ехать в Россию на Кубок мира по биатлону
Канада отказалась ехать в Россию на Кубок мира по биатлону
Евгений Федоров: США раскупили всю Россию и пишут нам законы
"Вы вообще нормальные люди?": 10 ярких цитат из пресс-конференции Путина
Военный аргумент: богатства Арктики прикроет "Илья Муромец"
Из живота грузинки достали ржавый пинцет, забытый 25 лет назад
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
Минстрой России проведет проверку относительно роста тарифов в ЖКХ
"Вы вообще нормальные люди?": 10 ярких цитат из пресс-конференции Путина
Евгений Федоров: США раскупили всю Россию и пишут нам законы
Кошмар для WADA: в скандале с Россией нет пути назад
Кошмар для WADA: в скандале с Россией нет пути назад
Кошмар для WADA: в скандале с Россией нет пути назад
Кошмар для WADA: в скандале с Россией нет пути назад
Кошмар для WADA: в скандале с Россией нет пути назад

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры