Российская экспедиция отправилась на поиски союзного конвоя PQ-17

медаль участника полярных конвоев Едва умолкли салютные залпы в честь 60-летия Победы, как календарь памятных событий Великой Отечественной заставил вспомнить еще об одном юбилее. 20 мая 1945 года в Мурманск, а двумя днями позже — в Архангельск прибыли суда последнего союзного конвоя JW-67, ознаменовав завершение великой морской эпопеи, ставшей важной вехой плодотворного сотрудничества стран-участников антигитлеровской коалиции. В юбилейный год Петербургская региональная общественная организация "Полярный конвой", объединяющая ветеранов — участников войны на Севере, стала инициатором очередной экспедиции к месту гибели судов печально известного

Поход, начало которого запланировано на 1 июля, станет логическим продолжением международной экспедиции 2003 года к берегам Новой Земли. Тогда, с помощью установленной на борту гидрографического судна Северного флота "Сенеж" современной аппаратуры, военные гидрографы и специалисты всероссийского научно-исследовательского института геологии имени А.П. Карпинского (ВСЕГЕИ) смогли уточнить местоположение двух из четырех погибших в этом районе судов: "OLOPANA" и "ALCOA RANGER". Глубины в районах их гибели составили соответственно 94 м. и 132 м. На экране локатора отчетливо наблюдался силуэт судна и даже несколько танков, выпавших с палубы. Обычно судно, пролежавшее на дне несколько десятков лет, полностью или частично заносит донными осадками, поэтому для его обнаружения приходится применять магнитную съемку. В частности, к ней пришлось прибегать при поиске британского крейсера "Эдинбург", затонувшего с грузом золота, отправлявшегося союзникам в уплату за военные поставки.

Танки в Советский Союз вез американский транспорт "Олопана". Попытка поднять несколько боевых машин, которым так и не суждено было попасть на поля сражений, представляется весьма заманчивой. Тем более что ряд музеев боевой техники уже высказал свою заинтересованность. Однако реализация этих планов — в будущем. Экспедиция 2005 года, по словам ее руководителя и вице-президента "Полярного конвоя" контр-адмирала Вячеслава Солодова сориентирована на комплексное исследование района к северу от острова Кильдин, где со времен войны покоятся на дне как минимум 22 судна. Если поход 2003 года носил в значительной степени мемориальный характер, на борту "Сенежа" находилась группа ветеранов Полярных конвоев : трое русских, двое канадцев, англичанин и даже один немец, то нынешняя экспедиция преследует исключительно научные цели, хотя, конечно же, посвящена славному юбилею Победы. Для проведения работ будут использованы самые современные технологии, аппаратура высокоточного координирования, детального и площадного обследования морского дна, дешифровки и распознавания обнаруженных на дне объектов с автоматическим отображением на технические носители и видеопленку. В арсенале экспедиции: магнитометр, гидролокатор бокового обзора, многолучевой эхолот, телеуправляемый подводный телевизионный аппарат, средства космической навигации и другие приборы.

Как и два года назад, в экспедиции участвует знаменитый бард, а главное — известный ученый Александр Городницкий, возглавляющий лабораторию института океанологии РАН имени Ширшова, разработавшей методику высокоточной магнитной съемки. Ее-то и предстоит проверить. В случае успеха, по его словам, методика будет применима и для поиска нефтегазовых месторождений на шельфе северных морей. Это направление считается весьма перспективным, поскольку разведанные запасы органического топлива на суше, в недалеком будущем подходят к концу. Участие Александра Городницкого в мемориальном походе к Новой Земле 2003 года вылилось в эпическую поэму, посвященную погибшим морякам союзных конвоев. И неудивительно, ведь в течение всего десятидневного похода на борту "Сенежа" находились ветераны, судьба каждого из которых — материал для большой книги. Для бывших союзников совместные походы уже давно не редкость. Эта славная традиция зародилась в период празднования 50-летнего юбилея первого конвоя " Дервиш " в 1991 году.

Канадские ветераны торгового флота не раз доставляли военные грузы в Мурманск, Архангельск и Молотовск. Капитан Хилл Вилсон, начав службу кадетом в Атлантических конвоях, провел в море 48 лет. С 1994 года он — председатель национальной ассоциации ветеранов торгового флота. Его коллега Боб Фэйрли не без грусти вспоминал, как в 1944 году перевозил из Англии в Мурманск тысячи русских военнопленных, участь которых было нетрудно предугадать. Однако оба они с теплотой вспоминают встречи с советскими людьми, всегда готовыми поделиться последним куском хлеба. Для союзных моряков, прорвавшихся через горнило вражеских атак, полярные шторма и ставших очевидцами гибели сотен своих товарищей, это было не просто гостеприимством. Скорее проявлением боевого содружества, наравне с поддержкой со стороны доблестных моряков Северного флота.

Многое довелось вспомнить, глядя на неласковые воды Баренцева моря, и капитану 1 ранга Анатолию Лившицу — участнику 23 союзных и 20 внутренних конвоев. Большую часть войны он плавал штурманом на эсминцах "Разумный" и "Гремящий". Пройдя за годы войны 96000 миль, зачастую в сложнейших штормовых условиях, он участвовал в 88 боевых походах, 15 атаках подводных лодок, в ходе которых две германские лодки были потоплены, а еще две повреждены. Евграф Евлогиевич Яковлев - в 1943 году 14-летний помор из архангельской деревни поступил в Соловецкую школу юнг и прошел нелегкий путь до капитана. Во время войны плавал на танкере "Алтай", переоборудованном из лесовоза. На палубе стояли бочки с бензином, и во время воздушных налетов он срывал с них горящий брезент, чтобы все не взлетело на воздух. На вопрос "А вы не боялись?" обычно отвечает: "Конечно боялся,... что от начальства попадет, — брезент-то новый!". Рассказывал, как после бомбежки переживал об испорченной новой "фланельке". Моряка ранил осколок, и казенная форма была "испачкана" кровью...

Алексей Андреевич Нахимовский — потомственный моряк. В свое время его отца, родившегося в Китае, подобрал и усыновил экипаж российского крейсера "Нахимов". Этому он и обязан своей фамилией. Ветеран Финской войны и союзных конвоев, старейший механик торгового флота и Гидрографии. А Великая Отечественная закончилась для него уже после Победы. Его пароход "Алтай" подорвался на мине на пути из Мурманска в Ригу в октябре 1945-го.

Однако главной особенностью похода 2003 года стало участие в нем бывшего полковника Люфтваффе . Мало кто сделал для разгрома PQ-17 больше, чем командир 3-й группы 30-й бомбардировочной эскадры капитан Хайо Херрманн. Практикующий юрист из Дюссельдорфа, несмотря на свои 90 лет, бодр и полон сил. Хорошо говорит по-русски, что неудивительно для человека, проведшего в советском плену 10 лет. Подобно большинству немецких асов, он вернулся на родину лишь в 1955 году, после личного обращения канцлера Конрада Аденауэра к Никите Хрущеву. Свой Рыцарский крест он получил в октябре 1940-го, потопив 12 британских судов, а дубовые листья и мечи к нему чуть позже, переквалифицировавшись в истребители. Он стал командиром 300-й ночной истребительной эскадры и пионером тактики отражения массовых налетов союзников на города Германии. На его личном счету 9 тяжелых бомбардировщиков. За организацию соединения "Эльба", практиковавшего таранные удары при отражении налетов, что повлекло крупные потери среди молодых пилотов, Хайо Херманн удостоился от бывшего шефа истребительной авиации Рейха — генерала Адольфа Галланда характеристики "военного преступника №2". Первым, надо понимать, был его непосредственный начальник — Германн Геринг. Тем не менее, многие считают Херманна гениальным пилотом и организатором, спасшим сотни тысяч жизней мирных граждан немецких городов в качестве инспектора ПВО. "Я, Хайо Херманн, бывший полковник, бомбардировщик и истребитель. Начал войну 1 сентября 1939 года и прошел ее до конца. В 1942 году моя эскадра была переброшена из Северной Африки в Северную Норвегию, чтобы участвовать в сражении с караваном PQ-17. Вы знаете результат...

Из хроники событий:

... В течение 5 июля 1942 г. три группы 30-й бомбардировочной эскадры майора Бледорна из 69 самолетов "Юнкерс-88" под командованием капитанов Каля, Штоффрегена и Херманна атаковали и потопили грузовые суда конвоя PQ-17: "Вашингтон", "Болтон Кастл", "Панкрафт", "Питер Керр" и "Фэйрфилд Сити", а также спасательное судно "Заафаран". В ходе атак получили повреждения: транспорты "Паулус Поттер" и "Алстон", впоследствии потопленный подводной лодкой "U-334", "Эмпайр Байрон", окончательно добитый подводной лодкой "U-703", и танкер "Олдерсдейл", двумя днями позже потопленный подводной лодкой "U-457". Самостоятельно немецкие подводные лодки потопили: "U-88" - "Карлтон" и "Даниэль Морган", "U-456" - транспорт "Хонома", а "U-703" - "Ривер Афтон".

6 июля самолеты 30-й бомбардировочной эскадры потопили судно "Пан Атлантик", а подводная лодка "U-255" отправила на дно транспорт "Джон Уизерспун".

7 июля немецкие подводные лодки развернулись для преследования одиночных судов. В этот день "U-255" потопила "Алькоа Рейнджер", a "U-355" - "Хатлбьюри".

8 июля у побережья Новой Земли "U-255" потоплен пароход "Олопана".

10 июля у входа в Белое море уцелевшие суда атаковала 2-я эскадрилья 30-й бомбардировочной эскадры. В ходе этой атаки получили повреждения пароходы "Хузиер" и "Эль Капитан", потопленные позже подводными лодками "U-376" и "U-251". От взрывов авиабомб получил повреждения транспорт "Самуэль Чейз".

12 июля "U-255" потопила потерпевший аварию транспорт "Паулус Поттер".

15 июля последние немецкие подводные лодки, принимавшие участие в операции по разгрому конвоя PQ-17, возвратились в свои базы.

Совершив 202 самолето-вылета, Люфтваффе потеряли всего пять машин. Общие потери конвоя PQ-17 составили 24 судна (из 36) общим тоннажем 142,695 тонн. На дно ушли: 3,350 грузовых автомобилей, 430 танков, 210 самолетов и 99,316 тонн другой военной техники...

"...Во время войны важнее всего — уметь преодолеть страх смерти и выполнить поставленную задачу, во что бы то ни стало. Будь это ночь, день, Северный Ледовитый океан или Африка. Главное — воля к победе! Фортуна помогает смелым! Эти убеждения помогали всегда, особенно когда меня сбивали, и я падал в море, а это случалось трижды — вспоминал старый вояка в одном из своих интервью. И это вряд ли расходится с тем, что говорят, вспоминая военные годы, наши ветераны. Разница лишь в том, за что воюешь!

Немец охотно поддерживал общение за дружеским столом и даже по старой памяти пел русские песни. Годы, проведенные в плену, по его словам, не мешают ему относиться с глубокой симпатией к русскому народу. Отчасти и потому, что не раз на какой-нибудь сибирской пересылке ему — голодному и оборванному — простые русские бабы протягивали кусок хлеба. Он-то знал, что кусок этот — далеко не лишний. А разве не способны тронуть его слова? "Мы встретились в этом плавании, чтобы еще раз заявить: Война — величайшее зло! Кому как не ветеранам судить об этом и предостерегать грядущие поколения. Не думаю, что за эти дни мы стали друзьями, слишком много ожесточения было в нашей борьбе, и слишком много товарищей мы потеряли... Моя семья была против, но я решил приехать в Россию и принять участие в походе памяти. Признаюсь, я летел в Мурманск, с тревогой ожидая встречи с бывшими врагами..." Как писала одна из мурманских газет, "друзьями, они, возможно, не стали, но уважение друг к другу, несомненно, возросло". Соединить противников помогли опыт и осознание совместно пережитого страха. Это объединяющее чувство охватило всех участников похода и когда за борт медленно и торжественно опускались венки. Церемонию сопровождала печальная, классическая музыка, и казалось, что души моряков, погибших здесь 60 лет назад, незримо присутствуют где-то рядом...

Покидая Россию, Хайо Херманн с волнением произнес: "...Эти 10 дней произвели на нас — ветеранов и весь экипаж "Сенежа" огромное впечатление и дали замечательный результат, подтвержденный успехом самого похода. Благодарю вас за гостеприимство и уверяю, это лучшее событие в конце моей жизни. Прощайте!" Есть полная уверенность, что поход 2005 года будет столь же плодотворен, как новоземельская экспедиция 2003-го. Причем, было бы наивно думать, что РОО "Полярный конвой" со своим бессменным президентом — капитаном 1 ранга в отставке Юрием Александровым испытывает дефицит перспективных планов на будущее.

30 мая 1942 г. в Мурманский порт зашел 21 транспорт конвоя PQ-16, потерявшего в пути 7 судов. Увы, на этом потери не кончились, ведь Мурманск оставался прифронтовым городом. 3 июня американский транспорт "Steel Worker" подорвалcя в Кольском заливе на магнитной мине. Именно его в ближайшее время намерена исследовать подводная экспедиция, организованная "Полярным конвоем" при содействии специалистов Северного флота. Помимо практической пользы — изучения возможности подъема объекта, находящегося рядом с оживленным фарватером, и представляющего серьезную навигационную опасность, появилась возможность попрактиковаться в подводной археологии. Ведь транспорт не успели разгрузить, а значит — основная часть ленд-лизовских грузов по-прежнему находится на борту. Принципиальное согласие администрации Мурманского порта и командования Северного флота уже получено, остаются вопросы согласования. Попутного ветра и семь футов под килем, "Полярный конвой"!

Сергей Апрелев, капитан 1 ранга, специально для "ПРАВДЫ.Ру"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Комментарии
Порошенко возвестил о желании поднять украинский флаг над Севастополем
Рост цен и доходы россиян: главные задачи правительства — Никита МАСЛЕННИКОВ
Кинокритики выбрали лучшую кинокомедию человечества
Почему нашему государству пора объявить войну офшорам
Тела погибших моряков эсминца "Джон Маккейн" найдены в отсеках корабля
Дмитрий ЛИНТЕР — о том, зачем Эстония привечает радикальных украинских нацистов
Россия и Израиль дружат против терроризма
Как эмбарго ударит по холодильникам россиян
В Пышме сотрудник "Города без наркотиков" задержан за купленные в полиции наркотики
Отчет МВД: мигрантов уже 10 миллионов, придется их прощать
Путешествия по России - удел богатых?
Российская армия получит боевую экипировку "вежливых людей"
В Британии создали "умные презервативы"
Порошенко снова обещает предложить перемирие в Донабассе
Зачем Россия продает долговые бумаги США — Александр БУЗГАЛИН
Тела погибших моряков эсминца "Джон Маккейн" найдены в отсеках корабля
Режиссёра Серебренникова ждёт домашний арест
Рабочий зарезал троих на заводе "ГАЗ"
Тела погибших моряков эсминца "Джон Маккейн" найдены в отсеках корабля
Кинокритики выбрали лучшую кинокомедию человечества
Штаты собираются оккупировать энергетический рынок Европы — Рустам ТАНКАЕВ