Российские авианосцы: пока лишь мечта?

Казалось бы, совершенно несовместимые стихии — вода и воздух… Однако морская авиация существует. И, судя планам перевооружения, ее ждут великие перемены.

После многолетних споров, нужны ли флоту корабли с самолетами или можно обойтись подлодками и "надводниками", российские адмиралы все-таки выбрали некое подобие "американской" модели флота — корабельные группировки с авианосцем в центре.

Немного истории. Вообще морской авиации как таковой в России уже почти 100 лет: 30 ноября 1916 начальником Морского генерального штаба Ставки Верховного Главнокомандующего адмиралом А. И. Русиным утверждено "Положение о дивизионе корабельной авиации".

В Великую Отечественную войну, например, авиация ВМФ оказалась самой результативной из сил флота (официально подтверждено уничтожение авиацией 407 боевых кораблей противника, что составляет 66 процента вражеских потерь). Причём почти все свои победы они одержали в 1944 -1945 годах, работая на "добивание".

Но все-таки первые советские бомбовые удары по Берлину в 1941 году выполнялись экипажами 1-го Минно-торпедного полка ВВС Балтийского флота!

Читайте также: Угрожает ли России потеря флота?

Сейчас морская авиация — это род сил военно-морского флота России (ВВС и ПВО ВМФ ВС РФ — такова нынешняя громоздкая официальная аббревиатура). Состояла она до 2011 года из ракетоносной, штурмовой, истребительной, противолодочной, поисково-спасательной, транспортной и специальной авиации. Условно делится на корабельную авиацию и авиацию берегового базирования.

Сейчас "раскладка" несколько другая: морскую авиацию поделили на береговую, палубную, стратегическую и тактическую. С точки зрения эффективности управления воинскими частями такое деление морской авиации выглядит вполне логично.

Ну, а теперь к авианосцам. Сначала — мнение по этой теме военно-морского эксперта, историка и публициста капитана I ранга Сергея Апрелева:

- Будут ли, действительно, в России когда-то авианосцы? Все зависит от Морской доктрины.

Подразумевает ли она решение задач в океане или ограничивается попытками прикрыть береговую зону? Судя по последней редакции доктрины, присутствие России в океане не отменяется, мы намерены позиционировать себя как великая морская держава. Из этого давайте и будем исходить.

См. также фотогалерею "Авианосец "Адмирал Кузнецов"

Кстати, понятие одиночный авианосец — вообще абсурдно, это вам любой специалист скажет! В единственном экземпляре авианосец как таковой нужен исключительно для видимости престижа.

Если говорить о морской мощи, то смысл ее как бы начинается с авианосного соединения, способного решать не только задачи по демонстрации военно-морского флота, а еще и задачи оперативно-стратегические. А это подразумевает совсем другой порядок бюджетных расходов: береговая инфраструктура, логистика, палубная авиация, система подготовки пилотов палубной авиации, корабли реального охранения (а не пара тральщиков в обозе и танкер), системы широкого наблюдения и целеуказания, в том числе и спутникового…

Наконец, сами авианосцы должны быть с надежной энергетической установкой, позволяющей рассчитывать не только на возможное возвращение корабля в базу, но и на решение всех поставленных перед ним задач.

Так что, скорее всего, создание авианосного флота будет, пожалуй, не менее дорогостоящим, чем строительство практически нового атомного подводного флота четвертого поколения, которое сейчас ведется.

Читайте также: Подлодки заменят на "подводные танки"?

И мне даже примерно понятно, что перспективное строительство авианосцев отнесено лишь на отдаленное будущее — оно в полной мере не включено в госпрограмму вооружений, рассчитанную до 2020 года. Слишком затратное это дело. Госбюджету просто не потянуть сразу несколько направлений модернизации флота сразу в нескольких направлениях…

Год назад, помнится, главкомат ВМФ отправил на доработку проект первого российского атомного авианосца с ориентировочным водоизмещением 60 тысяч тонн, разработанный совместно ЦНИИ имени Крылова и Невским проектно-конструкторским бюро. Проект был основан в основном на технологиях 1980-х годов.

ВМФ предложили, по сути, старый советский авианосец "Ульяновск", который так и не построили из-за распада СССР. Да, в конце 1980-х годов это был бы современный авианосец, достойный ответ американским авианосцам типа "Нимиц". Но уже к 2020 году США уже будут располагать новейшими плавучими аэродромами серии "Джеральд Форд", которые почти вдвое больше предложенного питерскими конструкторами корабля. Так что тут еще работать и работать…

Дело в том, что у России до сих пор нет ключевых технологий полноценного авианосца. Ну, например, полноценной самолётной катапульты. Единственный нынешний эксплуатируемый тяжёлый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов", вошедший в состав Северного флота еще в январе 1991 года, вместо катапульты оснащен взлетным трамплином.

В общем, полноценные отечественные авианосцы — это в принципе дело отдаленного будущего. Но раз решили их строить, как минимум готовиться к этому и формировать примерные бюджеты финансирования нужно уже сейчас!

Ну что ж, как говорится, помечтали, теперь на землю, точнее, на море спустимся. О том, какие боевые средства есть у морской авиации сейчас, так сказать, на текущий момент, давайте не будем — достаточно набить соответствующий запрос в любом поисковике. Давайте о будущем.

Как уже сообщала "Правда.Ру", в госпрограмме вооружений, рассчитанной до 2020 года, строительство каких-то новых авианосцев действительно четко не прописано, это дело не ближнего будущего. Но в перспективе на государственном уровне решено, что на первом этапе будут созданы две авианосные группировки — по одной на Тихоокеанском и на Северном флотах.

Уже решено также, что новые авианосцы будут атомными (правда, число их нигде конкретно не называется — видимо, еще не время). Также уже сейчас определено, что строить новый российский авианосец будут на двух разных верфях по модульному принципу.

В специализированной кораблестроительной прессе уже упоминалось, что ВМФ России завершает формирование технического задания на новый авианосец. Его первичный облик будет определен уже в 2015 году, а окончательный проект корабля должен быть готов к 2018 году.

Ранее в ОСК заявляли, что, в принципе, первый корабль реального авианосного класса предполагается спустить на воду для достройки на плаву в 2024 году. К этому времени ВМФ должен завершить формирование эскортной группировки для каждого авианосца, которая будет состоять из ракетных крейсеров, эсминцев, многоцелевых подлодок, фрегатов, корветов, десантных кораблей и судов обеспечения, включая ледоколы для арктической зоны — всего около 10-15 кораблей в каждой.

Одновременно со строительством авианосцев военные будут создавать и новые базы для их обеспечения, заявляют некоторые военно-морские эксперты. Кроме того, для тренировки пилотов авиационной группы, в которой будут до сотни самолетов, минобороны строит наземный тренажер посадки на палубу в городе Ейске в Краснодарском крае.

По госпрограмме вооружений уже до 2020 года планируется провести крупномасштабную модернизацию ТАВКР проекта 1143 "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" (до 2020). Прежде всего, недостаточно надежная котлотурбинная силовая установка будет заменена газотурбинной ГЭУ или ядерной.

Авиапарк модернизированного корабля будет состоять из 26 новых истребителей МиГ-29К. Плюс у ВМФ есть намерение продлить ресурс тяжелым палубным истребителям Су-33 (20 машин) минимум на пять лет, или даже до 2025 года. А также — вертолетов и военно-морской версии истребителей пятого поколения ПАК ФА Т-50, которая сейчас разрабатывается.

Представляется, что 15-20 перспективных истребителей будут построены до повторного ввода авианосца в состав флота, который состоится, скорее всего, не в 2017 году, как ранее заявлялось в прессе, а в 2020 году.

В начале 2012 года началась модернизация десяти транспортно-боевых вертолетов Ка-29, предназначенных для базирования на российских "Мистралях". Бортовое оборудование и системы вооружения машины будут модернизированы до современных стандартов.

Уже прошел испытания первый корабельный вертолет радиолокационного дозора Ка-31 с бортовым номером "90 красный" — это первый серийный вертолет этого типа, построенный для ВМФ России.

Год назад началось изготовление первых опытных образцов вертолета Ка-52К для вертолетоносца "Мистраль". До того времени, пока "Мистрали" не прибудут из Франции в Россию, отработка задач по взлету-посадке вертолетов на палубу планируется на авианосце "Адмирал Кузнецов". Количество Ка-52К на один "Мистраль" будет не менее 14 машин.

К 2014 году военно-морской флот России примет на вооружение морскую версию вертолета Ка-62 "Касатка". Вертолёты разместят на небольших кораблях, в частности корветах проекта 20380.

В период с 2014 по 2016 год РСК "МиГ" должна передать авиации ВМФ России 20 одноместных самолетов МиГ-29К и четыре двухместных МиГ-29КУБ. Самолеты войдут в состав отдельного корабельного истребительного авиаполка Северного флота России и будут, по планам, пока базироваться на авианосце "Адмирал Кузнецов".

Такое ли будущее ждет морскую авиацию, в первую очередь, палубную, покажет, конечно, время. Но и нашим заинтересованным читателям не грех высказаться по этой теме в комментариях. Потому что как минимум всех без исключения нюансов этого вопроса в одной статье не описать. Пишите, дополняйте, поправляйте!

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Куратор Александр Артамонов
Александр Артамонов — военный обозреватель, редактор французской версии, ведущий обзоров «Контрольный выстрел» — на канале медиахолдинга «Правда.Ру» *