ВВС мешают тренажеры?

В Забайкальском крае найден один из бортовых самописцев МиГ-29, потерпевшего катастрофу 6 сентября. Самописец находится в хорошем состоянии и передан для расшифровки в Межгосударственный авиационный комитет.

Полет на МиГ-29 выполнял командир 2-й авиационной эскадрильи войсковой части 63559 подполковник Альберт Хаджияров. Он отрабатывал упражнения из курсов боевой подготовки истребительной авиации "Полет на простой пилотаж и по маршруту на малых высотах". Сам полет проходил на высоте 400-500 метров, на связь с руководителями полета Хаджияров.

На четвертой минуте полета на командно-диспетчерском пункте зафиксировали вспышку на земле. На место происшествия выехала поисково-спасательная команда. Упавший МиГ-29 и тело пилота были найдена в 2,1 км от контрольной точки аэродрома.

По факту случившегося было возбуждено уголовное дело по статье 351 УК РФ "Нарушение правил полетов или подготовки к ним".

Еще одно уголовное дело возбуждено по факту крушения вертолета Ми-35 в Дагестане 8 сентября, во время которого погибли четыре человека. Вертолет примерно в 20 километрах на север от населенного пункта Ботлих. Вместе с другим Ми-35 он осуществлял перелет с аэродрома "Моздок" в Северной Осетии. Во время полета командир ведущего вертолета, потеряв связь с ведомым, предпринял меры для его поиска, однако обнаружить его не сумел.

Читайте также: Командир "Стрижей" попал под подозрение

Таково описание произошедшего в официальных сообщениях о катастрофах. К сожалению, можно добавить - "очередных". В российской военной авиации (речь сейчас исключительно о ней) подобные происшествия происходят регулярно. Что это - техника подводит, пресловутый "человеческий фактор", общее состояние российских ВВС или все вместе взятое?

Если взять данные из открытых источников, то в 2010-м году в российских ВВС произошло 10 авиакатастроф, в которых погибли 13 человек.

В 2011 году произошло шесть авиакатастроф, в которых погибло шесть человек. Это только самолеты. В том же 2011 году зафиксировано четыре происшествия с вертолетами (как военными, так и МЧС), в которых погиб один человек.

Для сравнения - в военной авиации США в прошлом году произошло 28 катастроф и происшествий вертолетов и самолетов, в которых погибли 59 человека. Среди погибших - не только пилоты.  В августе вертолет CH-47D "Чинук" армии США был сбит в Афганистане, в результате погибли 36 человек.

Конечно, при подобных сравнениях нужно учитывать численность самолетов и вертолетов на вооружении российской и американской армий. Нужно помнить и о том, что армия США ведет активные боевые действия. Впрочем, в большинстве случаев потери во время боевых действий обычно списываются на технические неполадки - именно боевые потери признаются редко (как в случае с вышеупомянутым "Чинуком"). Но тем не менее, катастрофы в самых мощных на данных момент ВВС тоже отнюдь не редкость.

По мнению военного летчика 1 класса Григория Друговейко, "у нас аварийность выше, потому что американцы летают много". "Если взять число происшествий на час налета, думаю, у них будет намного меньше. Но эту статистику одинаково скрывают и те, и другие", - сказал он "Правде.Ру".

Читайте также: Наши танки снова быстры?

Основную же причину ЧП в российских ВВС Григорий Друговейко видит в недостаточной натренированности летчиков. "Если бы они летали столько, сколько мы летали - например, в истребительной авиации налетывали в год 150-200 часов... Сейчас очень много внимания уделяют тренажерной подготовке. Почему-то считают, что это заменяет реальные полеты. Но при полетах на тренажерах нет одной маленькой детали - чувства опасности. Поэтому если я на тренажере попал в штопор, то просто выключил тренажер и вышел из кабины. В  самолете это все более напряженно. И поэтому никакими тренажерными тренировками реальные полеты не заменить", - сказал он.

Но, отметил Григорий Друговейко, важно не просто налетать много часов. "Важно, чтобы полеты постоянно усложнялись. Если человек даже много летает, но повторяет примерно одно и тоже, то эти полеты становятся для него простыми, и наступает психологическая успокоенность. Поэтому как только что-то происходит, а он расслаблен. Поэтому просто летать - это не означает добавлять профессионализма. Надо летать все более и более сложные полеты", - подчеркнул он.

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Куратор Александр Артамонов
Александр Артамонов — военный обозреватель, редактор французской версии, ведущий обзоров «Контрольный выстрел» — на канале медиахолдинга «Правда.Ру» *
Обсудить