Автор Правда.Ру

Балтфлот в роли унтер-офицерской вдовы

Намеченный приезд в Калининград премьер-министра Михаила Фрадкова вновь отложен. Лопнула надежда губернатора Владимира Егорова на то (об этом он заявил журналистам накануне), что приезд Фрадкова в эксклавный регион "даст импульс" решению актуальных для края проблем. Егоров и его команда надеялись уговорить Фрадкова отменить подписанное месяц назад постановление № 276, которым Минобороны и Минтрансу в течение двух месяцев предписывается изменить перечень находящихся в федеральной собственности объектов и земельных участков морской инженерной службы Балтийской военно-морской базы, передаваемых в ведение Министерства транспорта, установить границы между военной и гражданской акваториями.

Бумажная карусель

Эта проблема имеет давнюю историю. 9 июля 2002 года тогда премьер Касьянов в развитие поручения президента Владимира Путина "Об обеспечении транспортной безопасности Калининградской области" подписал постановление РФ № 513, предписывающее Минобороны в лице Балтийского флота передать 3-й терминал ВМБ Балтийск, часть акватории, сооружений и земель на полуострове Восточный в доверительное управление Минтрансу для сооружения паромной переправы Усть-Луга — Балтийск — порты Балтийского моря и строительства глубоководного порта на полуострове Восточный. Год назад в третьем бассейне заработал паром, а вот с сооружением глубоководного порта Восточный, для которого необходимо 126,5 миллиона евро инвестиций, произошла заминка. Одно из структурных подразделений Министерства транспорта — Морская администрация порта Калининград (МАП) — предложило перенести место строительства железнодорожного терминала из пункта Восточный в район 4-го бассейна военной гавани. Идея была мотивирована сугубо экономически: по соседству с 4-м бассейном уже несколько месяцев функционирует автомобильный паром. На сооружении смежных объектов можно сэкономить значительные средства. Предложение встретило поддержку губернатора, который доложил о нем руководителю Минтранса и главе Минэкономразвития. В результате Владимир Путин подписал 12 августа прошлого года поручение П-1546 в котором обязал в кратчайшие сроки рассмотреть вопрос о передаче 4-го бассейна из ведения Министерства обороны в управление Минтранса.

Коммерсанты в погонах

Активные действия администрации области и транспортников по претворению в жизнь проекта вызвали не менее активное противодействие со стороны командования Балтийского флота. Командующий Владимир Валуев созвал журналистов и заявил: "Этот бассейн флоту просто необходим. Все идеи по его передаче ущербны. Здесь мы складируем уголь для наших котельных, в нем базируются наши плавучие мишени. Калининградская область — форпост государства. Давайте сделаем все порты гражданскими, если в мире все так спокойно! Но если мы вокруг военно-морской базы расселим иностранцев, так зачем им тогда воевать с нами? Привезли их на этом пароме, и сбросили они двадцать мин. Мы вправе отстаивать свои интересы. С этой торговлей можно все продать, но, как известно, не все у нас продается". Как сообщили "МБ" накануне компетентные источники, подоплека столь бурной реакции адмирала отнюдь не забота о боеготовности. Адмирал Валуев вел в это время переговоры о сдаче 4-го бассейна, ряда других объектов в пункте Восточный под топливный терминал. Выяснить это у самого адмирала тогда не удалось: опасаясь прямых и конкретных вопросов, командующий флотом в нарушение существующего законодательства потребовал удалить его из зала. "Закон здесь я!" - заявил Валуев.

Нефтяные пятна на белоснежном мундире

Нежелание расставаться с землей и собственностью в Восточном высокие чины с адмиральскими звездами на погонах два года назад также прикрывали заботой о боеготовности Балтийского флота на западных рубежах России: в пункте Восточный, мол, находятся хранилища стратегических запасов топлива, причальные пункты, приспособленные для заправки кораблей всех рангов и т.д. На самом деле пункт "Восточный" - это просто кусок заболоченной земли у входа в калининградский залив. Глава администрации Балтийского городского округа Александр Кузнецов оценил состояние этой территории одним словом "Пустыня". Тем не менее, по его словам, построить там глубоководный порт не проблема. Строительство порта определено Программой развития морских портов России и Федеральной целевой программой развития Калининградской области. Военным на этом пустыре необходим лишь маленький участок, через который они переваливают нефть за границу. В случае строительства порта эту флотскую лавочку пришлось бы прикрыть. Потому руководство Балтфлота, по сообщению источников "МБ", затеяло торг: 4-й бассейн в обмен на возврат пункта Восточный. В распоряжении редакции оказалась копия решения об отводе земли под размещение нефтеперевалочного комплекса в районе базы горючего Балтийской ВМБ, согласованное с командующим флотом адмиралом В. Егоровым, начальником тыла ВМФ И. Васильевым, заместителем главкома ВМФ В. Ереминым, на котором тогдашний министр обороны РФ П. Грачев 21.12. 93 года собственноручно начертал "Разрешаю". После этого на свет появился договор без номера и даты (это никого не смутило), подписанный адмиралом Егоровым на сдачу в аренду 8 га военно-морской земли АО "Балтийская нефтеперевалочная компания" под строительство объектов нефтеперевалочного комплекса, в соответствии с генеральным договором с АО "Петракон" до 2045 года. Более того, 21 ноября 1994 года своим решением за № 152 адмирал Егоров разрешил использовать причалы рейдового оборудования в п. Восточный г. Балтийска и прилегающей к нему свободной территории гражданским людям. То, что недвижимость, находящаяся на балансе морской инженерной службы БМБ является федеральной собственностью и может передаваться гражданским лицам только по разрешению Госкомимущества, не смутило не только адмирала Егорова, но и начальника финансово-экономического управления Савву Леонова (ныне заместитель губернатора) Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов РФ в Калининградской области установило, что "в результате неправомерного заключения Балтийским флотом (войсковая часть 95013) договоров о совместном использовании с ЗАО "Балтийская нефтеперевалочная компания" имущества за период с 01.10.1996 г. по 01.11. 1999 года в федеральный бюджет не поступила арендная плата в сумме 1933,5 тыс. руб., в том числе НДС в сумме 322,2 тыс. рублей". По мнению председателя постоянной комиссии Совета депутатов БГО по экономике и муниципальному хозяйству В. Андреева, эта сумма значительно занижена. В депутатском запросе военному прокурору БФ генерал-майору Г. Штадлеру депутат отмечает: "Учитывая, что минимальные ставки за использование причалов для обработки нефтепродуктов никогда и нигде не были менее 1 доллара США за тонну груза, то получается что военные занимались в течение 4 — лет благотворительностью за счет государства. В результате такой деятельности был нанесен значительный ущерб и местному бюджету". Куда ушли деньги от "военной благотворительности", прокуратура так в полной мере и не выяснила. "БНК" пришла на все готовое, — рассказывает Владимир К., офицер штаба БФ. — В начале девяностых в пункте Восточный за счет флота и силами флота проведены дноуглубительные работы на огромную сумму, чтобы к причалам могли теперь подходить под иностранным флагом крупнотоннажные танкеры. Командование позаботилось, чтобы на флотской земле был оборудован пункт пограничного и таможенного контроля. То есть, созданы все условия для работы коммерсантов". В Балтийске мы услышали и другую версию: 11 согласований на открытие пункта пограничного и таможенного контроля в Москве "пробил" мэр Балтийска Александр Кузнецов, а командующий флотом в то время Владимир Егоров лишь выделил место под здание пункта пропуска.

"По пояс деревянные ... "

"БНК" развернула на военно-морских землях активное строительство. По земле Минобороны России было проложено также 2 километра трубопровода к плавучему причалу. На это нарушение высокие военные чины до вмешательства Главной военной прокуратуры тоже закрывали глаза: по этому трубопроводу с флотской базы горючего коммерсанты в погонах осуществляют перевалку нефти. Об объемах можно судить даже по тому, что только налога на прибыль военные коммерсанты перечислили в местный бюджет в прошлом году 1 миллион рублей. "Балтийская нефтеперевалочная компания" ведет проектирование и строительство второй очереди нефтеперевалочного комплекса. К концу этого года "БНК" планировала увеличить объем перевалки нефти до 2 миллионов тонн в год (в настоящее время 1.5 млн.), к концу 2005 года — до 3 миллионов тонн в год. Но вот уже месяц, как причалы нефтетерминала пусты. Постановлением правительства РФ № 276 от 11 июня 2004 года пункт Восточный исключен из перечня территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан, а также закрылся для международного морского и грузового мореплавания. В администрации Балтийска дали справку, какими финансовыми потерями обернулся возврат военному ведомству пункта Восточный. За первое полугодие этого года отчисления "БНК" за аренду земли, аренду причала, налоги составили 29661,5 тыс. рублей. Морская администрация порта Калининград за портовые сборы, сборы с судовладельцев получила 30350,4 тыс.рублей. В этом планировали получить 30000,0 тыс. рублей. Калининградская железная дорога за подачу и уборку вагонов заработала 4000,0 тыс. рублей, в этом планировала заработать 5000,0 тыс.рублей. Сколько потерял Балтийский флот — узнать не удалось, это ведомство закрыто для прессы.

"Это же надо воякам быть такими по пояс деревянными, — возмущался в разговоре с "МБ" высокопоставленный чиновник администрации Балтийска, -чтобы такими действиями нанести вред и себе, и другим". Можно любить, можно не любить творчество Гоголя, но вот отказать писателю в удивительной тонкости наблюдений и точности суждений нельзя. Сказано словечко мимоходом, как бы невзначай, а глядишь — вылепился яркий и колоритный образ. Бессмертна унтер-офицерская вдова, и каждый раз является в новом качестве. На этот раз вдова появилась в адмиральских погонах при подготовке постановления правительства РФ № 276. В администрации Балтийска нам показали копию ходатайства, послужившего основанием для издания правительственного постановления. Под этим ходатайством стоят подписи губернатора отставного адмирала Владимира Егорова, заместителя главкома ВМФ адмирала Виктора Кравченко.

Валерий Иванов, "Маяк Балтики"

Рисунок Александра Шаурова, Санкт-Петербург, специально для "ПРАВДЫ.Ру"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Почему КНДР дает Штатам отпор, а у России "кишка тонка"
Почему КНДР дает Штатам отпор, а у России "кишка тонка"
Первые переселенцы по программе реновации могут переехать уже в феврале 2018 года
Фото искалеченного взрывом в Донбассе ребенка шокировало Германию
Ошибка президента: Януковичу объяснили, как вернуть власть
Отчим победы: зачем Трампу лавры Путина
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Порошенко просит помощи Европы и США в уничтожении "Северного потока-2"
Канада отказалась ехать в Россию на Кубок мира по биатлону
Канада готова поставлять Украине летальное оружие
Фото искалеченного взрывом в Донбассе ребенка шокировало Германию
Кривое зеркало: что сказал бы Фрейд о русофобии США
Кривое зеркало: что сказал бы Фрейд о русофобии США
Плотность застройки в кварталах реновации не превысит 25 тыс. кв. м на 1 га
Комбриг ВСУ приказал убить своего зама — вовремя не поздравил
Первые переселенцы по программе реновации могут переехать уже в феврале 2018 года
Почему КНДР дает Штатам отпор, а у России "кишка тонка"
Кривое зеркало: что сказал бы Фрейд о русофобии США
Кривое зеркало: что сказал бы Фрейд о русофобии США
Почему КНДР дает Штатам отпор, а у России "кишка тонка"

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры