Почему не "штормит" новый авианосец

Проект "Шторм": почему Россия может остаться без авианосцев

В России разработана концепция перспективного авианосца "Шторм", который может быть построен не только для ВМФ РФ, но и для иностранного заказчика. Однако пока ни российское Министерство обороны, ни представители соответствующих ведомств других государств никакие конкретные предложения разработчику проекта — ФГУП "Крыловский государственный научный центр" — не сделали. Хотя и весьма активно интересуются проектом.

Как рассказал начальник отделения перспективного проектирования кораблей Крыловского государственного научного центра Владимир Пепеляев, "все проектные работы, включая разработку эскизного, технического и рабочего проектов, потребуют не менее трех лет, а сама постройка головного корабля займет не менее шести лет". По его словам, учитывая большую стоимость постройки полноценного авианосца, в Крыловском центре начата разработка более "легкого" аналога проекта "Шторм". Но и эта работа ведется в инициативном порядке.

По словам Пепеляева, проект многоцелевого авианосца проекта 23000Э "Шторм" предложен в качестве базового для разработки на экспорт кораблей данного класса. "Многоцелевой авианосец будет иметь полное водоизмещение около 95 тысяч тонн, длину, ширину и осадку 330×42×11 метров. Ширина полетной палубы составит 85 метров. Главная энергетическая установка может быть как на органическом топливе, так и иной, в зависимости от требований заказчика, в том числе смешанной: атомной и газотурбинной. Скорость полного и экономического хода составит 26-30 и 14 узлов соответственно. В концепции заложена автономность в 90 суток. Судно может нести запас авиатоплива до шести тысяч тонн. Мореходность — шесть-семь баллов (по применению авиации). Экипаж корабля составит до четырех тысяч человек. Срок службы — более 50 лет", — рассказал Пепеляев.

Авиационное вооружение авианосца проекта "Шторм" предусматривает базирование от 80 до 90 корабельных летательных аппаратов — самолетов МиГ-29К, Су-33 и вертолетов типа Ка-27. По словам Пепеляева, возможны и другие варианты, в том числе самолеты и вертолеты иностранного производства; в данном случае речь о пожеланиях зарубежных заказчиков, если таковые появятся.

Сейчас на вооружении российского военно-морского флота находится тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов", который рассчитан на базирование и обслуживание 28 самолетов и 24 вертолетов.

"Корабль проекта 23000Э является многоцелевым авианосцем. Поэтому в отличие от своих предшественников из семейства тяжелых авианесущих крейсеров главным его оружием являются летательные аппараты корабельной авиагруппы. Все остальные системы вооружения подчинены одной доминанте — обеспечению максимальной эффективности действий корабельной авиагруппы. Предусматривается размещение только средств, обеспечивающих защиту корабля в зоне его самообороны. Размещение ударного ракетного оружия, а также средств коллективной ПВО и ПЛО исключено", — рассказал Владимир Пепеляев о главных отличиях перспективного авианосца.

Но, повторимся, появления его на вооружении российского ВМФ в обозримой перспективе не предвидится. Некоторые эксперты полагают, что причины столь сдержанного отношения к строительству авианосцев уходят во времена Советского Союза, где крайне сдержанно относились к концепции авианесущих кораблей как полноценных морских аэродромов, использующих широкий спектр боевой авиации. В СССР в 1970–1980-х годах были построены несколько тяжелых авианесущих крейсеров. Часть из них была списана. "Варяг" был продан Украиной Китаю и переименован в "Ляонин". "Адмирал Горшков" был перестроен в авианосец и продан в Индию, где был включен в состав ВМС под именем "Викрамадитья".

Проблема авианосцев еще и в том, что специалисты подвергают сомнению их стратегическую ценность из-за уязвимости перед ракетными комплексами наземного, воздушного и морского базирования. Хотя как средство давления в локальных конфликтах авианосные группировки доказали свою эффективность. Здесь, конечно, первенство принадлежит США, на вооружении ВМФ которых находится десять авианосцев.

Главный редактор журнала "Арсенал Отечества" Виктор Мураховский сказал "Правде.Ру", что, по его мнению, строительство авианосца в ближайшей перспективе на является необходимым:

— Надо понимать: уровень затрат будет гигантским. Авианосец ведь не существует сам по себе, строительством только самого корабля дело не обойдется. Я напомню, что необходимо формировать авианосную ударную группу. А это означает создание авиационных подразделений, которые на таком авианосце будут базироваться. Здесь у нас некоторых типов самолетов даже еще в проекте нет. Например, самолетов дальнего радиационного обнаружения или самолетов радиоэлектронной борьбы именно палубного базирования.

Кроме того, необходимо создавать группировку кораблей для совместных действий с авианосцем, которая, по американскому опыту, должна включать два-три крейсера и шесть-семь кораблей меньшего водоизмещения. Плюс пару подводных лодок. Плюс необходимо будет создавать наземную специальную инфраструктуру базирования этого авианосца и этих кораблей, их экипажей и авиационных экипажей. Так что стоимость постройки самого авианосца можно смело умножать на цифру семь-восемь.

Нет никакого смысла пытаться тягаться с США в этом вопросе, поскольку такое "лобовое" соревнование ведет к бессмысленной гонке вооружений. "Я думаю, мы гораздо лучше и эффективнее потратим деньги, если будем искать асимметричные ответы и развивать те системы вооружений, которые позволяют купировать наличие у американцев авианосных ударных групп".

Автор Антон Куликов
Антон Владимирович Куликов — журналист, обозреватель Правды.Ру
Куратор Александр Артамонов
Александр Артамонов — военный обозреватель, редактор французской версии, ведущий обзоров «Контрольный выстрел» — на канале медиахолдинга «Правда.Ру» *