Владимир Чуров "Правде.Ру": итоги года

199302.jpegОчевидно, что 2009 год не был для Центральной избирательной комиссии России простым. Трудно представить - за это время в стране успешно состоялись около десяти тысяч выборов различного уровня. О самых интересных событиях минувшего года и о том, что было сделано для популяризации, а главное - для модернизации самой важной  демократической процедуры в мире, "Правде.Ру" в эксклюзивном интервью рассказал председатель ЦИК РФ Владимир Чуров.

- Владимир Евгеньевич, какие события или эпизоды минувшего года вы считаете важными для себя, для Центральной избирательной комиссии Российской Федерации?

- Уходящий год был богат на события. Поэтому остановлюсь на наиболее важных, с точки зрения развития избирательной системы. Два единых дня голосования. И, прежде всего, первые в новой истории России выборы в органы местного самоуправления в Ингушетии и Чечне. Тем самым завершилось возвращение этих республик в правовое поле Российской Федерации.

Во-вторых, оказание методической и технической помощи в соответствии с заключенными соглашениям избирательным органам Абхазии и Южной Осетии. В-третьих, разработка системы технического переоснащения избирательной системы Российской Федерации.

В-четвертых, завершение работы по реализации 10 пунктов политической модернизации первого Послания Президента Российской Федерации Д.А. Медведева и существенное продвижение в очень сжатые сроки реализации 10 пунктов второго Послания, которое поручено нам.

- Исходя из опыта двух прошедших в 2009 году избирательных циклов, какие уроки были извлечены ЦИК России? Какие, на ваш взгляд, были допущены ошибки?

- В единый день голосования 11 октября 2009 года выборы состоялись в 76 субъектах Российской Федерации.  В целом выборы прошли в соответствии с законодательством Российской Федерации, а их итоги отражают волеизъявление избирателей.

Вместе с тем практика прошедших выборов выявила многие проблемные моменты. В частности, считаю, что действительно назрел вопрос об организации досрочного голосования и голосования по открепительным удостоверениям на региональных и муниципальных выборах.

Нужно совершенствовать технологию подготовки и проведения выборов на всех стадиях. Избирательная система имеет свои резервы, которые необходимо освоить в кратчайшие сроки. И в последние месяцы уходящего года мы плодотворно поработали в этом направлении. Все открепительные удостоверения должны быть уже сейчас приведены в соответствие с федеральной формой открепительного удостоверения на выборах Президента Российской Федерации 2008 года. Должны быть введены степени защиты и полная персонификация открепительного удостоверения.

Одной из основных задач избирательных комиссий является организация эффективного взаимодействия со всеми участниками избирательного процесса. Работа по информированию не только избирателей, но и политических партий, кандидатов. Нужно активизировать работу по оказанию методической помощи региональным отделениям политических партий в разъяснении законодательства о выборах.

Избирательная система любой страны предусматривает постоянное совершенствование и правовой, и организационной стороны  процесса. В частности, по итогам единого дня голосования 11 октября 2009 года на совещании представителей политических партий было проведено уникальное первое совещание представителей всех партий с руководителями избирательных комиссий, которые будут организовывать выборы 14 марта 2010 года.

Недавно мы приняли постановление о работе избирательных комиссий с интернет-сайтами, в котором четко определено содержание размещаемой информации в сети интернет.

Уже сейчас в целом ряде регионов Российской Федерации используются веб-камеры. Ни на одном участке, оборудованном веб-камерой, нет ни одной жалобы. Веб-камеры обеспечивают любому избирателю возможность контроля как явки на участок, так и процедуры подсчета голосов в режиме реального времени. Есть веб-камера, которая следит за процедурой подсчета голосов и транслирует ее в интернет, что могут наблюдать все, кому  это интересно.

Еще одним важным направлением является работа со списками избирателей. Наши списки соответствуют верхней планке общеевропейского уровня. Погрешность российских списков - меньше одного процента. А в ряде европейских стран такая погрешность достигает 50 процентов. Точность наших списков является результатом слаженой работы организаторов выборов и различных органов, несущих ответственность за полноту и достоверность представляемой информации, в первую очередь - ФМС России.

29 декабря мы заключили Соглашение с ФМС России. Нам важны точные и достоверные данные обо всем избирательном корпусе Российской Федерации, обо всех 107 с лишним миллионах избирателей внутри страны и избирателях, находящихся за рубежом. В этом значение данного соглашения. А единственная его задача - достижение максимально точного исполнения российского избирательного законодательства.

Необходимо совершенствовать организацию работы по голосованию вне участков. Обеспечивать взаимодействие с правоохранительными органами по выполнению всех установленных законом процедур всеми участниками выборов. Укреплять кадровую основу организации выборов, повышать  требования к кандидатам в члены избирательных комиссий, совершенствовать уровень их профессионализма. Практика последних выборов показала, что членов избирательных комиссий необходимо обучать и противодействию "грязным" избирательным технологиям, и информационным войнам.

Полагаю, что главное средство противодействия им - формирование объективного общественного мнения о деятельности всей избирательной системы России.  Для этого необходимо обеспечение гласности, публичности и открытости в деятельности избирательных комиссий всех уровней, доступности информации об избирательном процессе и деятельности избирательных комиссий для граждан и представителей СМИ, интернет-сообщества.

Строгое исполнение законодательства о выборах и соблюдение сроков избирательных действий, создание всех необходимых условий для реализации избирательных прав граждан Российской Федерации - залог проведения честных и справедливых выборов.

- В чем причина снижения числа жалоб? Чем в плане нарушений мартовская избирательная кампания отличалась от октябрьской?

- В мартовскую кампанию в избирательные комиссии России за один и тот же срок поступило 360 обращений, а в осеннюю - 453. Но если рассматривать показатель соотношения числа проведенных выборов к числу поступивших обращений, то в марте было одно обращение на 9 избирательных кампаний, а в октябре - на 15.

Все обращения, связанные с выборами, в избирательные комиссии разного уровня я разделил бы на три части (кстати, оговорюсь, что закон такого разделения не допускает и, естественно, мы рассматриваем и отвечаем на все обращения в точном соответствии с законом). По моим наблюдениям, все эти обращения можно разделить на три группы.

Первая группа направлена на действительное совершенствование избирательного процесса и содержит сведения о реальных ошибках, сознательно или несознательно допущенных  организаторами выборов. Таких обращений, по нашим наблюдениям, порядка 10 процентов. Вторая группа обращений и жалоб имеет очень косвеное отношение к избирательной системе и скорее свидетельствует о некоторой социальной или иной неустроенности в конкретном населенном пункте.

И, наконец, к сожалению, все еще существуют политтехнологи, связанные с тиражированием жалоб. Мы сталкиваемся со случаями, когда нам приходят жалобы от несуществующих граждан. Жалобы, отпечатанные типографским способом и заполненные только в отдельных графах. Мы сталкиваемся и с тем, что по одному и тому же вопросу к нам приходит до дюжины жалоб и обращений одинакового содержания. Наш принцип - это уникальная гласность и открытость избирательной системы России - принцип, на который мы опираемся.

Только мы в России публикуем практически все жалобы и обращения с результатом их рассмотрения. Наши попытки обнаружить что-либо подобное или добиться информации, как рассматриваются жалобы на выборах в других европейских государствах, не принесли никакого результата, и вовсе не потому, что таких жалоб нет. Поэтому количество жалоб на избирательную систему, на допущенные ошибки благодаря очень напряженной работе и политических партий, и средств массовой информации, и сотрудников избирательных комиссий всех уровней и дальше  будет сужаться. Реально так.

Все обращения и заявления рассматриваются ЦИК России в установленном законом порядке, а информация об этой работе своевременно размещается на нашем сайте. Работает Приемная ЦИК России. Впервые 11 октября была применена и такая форма работы, когда на персональный мобильный телефон Председателя ЦИК России поступали звонки от представителей политических партий по вопросам нарушений избирательного законодательства.

В октябре 2009 года в рекордно короткие сроки мы подготовили очередное издание так называемой зеленой книги. Это огромный коллективный труд по обобщению сведений о поступивших обращениях  и заявлениях, организации проверок фактов, изложенных в них. Все эти данные доступны для общественности, для журналистов.

Отвечая на вторую часть вашего вопроса, хотел бы отметить, что в целом мартовская избирательная кампания не отличалась от октябрьской по тем нарушениям, которые нашли свое подтверждение в ходе ее проведения. Кстати, из общего числа жалоб, поступивших в ЦИК России, факты, изложенные в них, полностью либо частично нашли подтверждение только в одной десятой части.  А вот медийный фон вокруг итогов выборов и темы нарушений действительно отличался.

- Не секрет, что некоторые представители оппозиции назвали минувшие в октябре выборы "очень грязными" и пообещали буквально завалить суды исками. Звучали довольно нелицеприятные обвинения в адрес ЦИК России, в ваш адрес. С момента выборов прошло уже почти два месяца, однако ни о каком вале обращений в суды ничего не слышно. С чем это связано? И, вообще, были ли какие-то реальные основания у оппозиции для подобных обвинений? Намерены ли вы требовать сатисфакции?

- Можно много заявлять о нарушениях. Но необходимо доказать, что они действительно были. Для суда важно наличие доказательственной базы, зафиксированных фактов нарушений,  наличие свидетелей и так далее. Видимо, по тем фактам, по которым удалось, по мнению заявителей, найти доказательства, и были поданы заявления в суды. А все остальное - эмоции, стремление оправдать свой проигрыш на выборах, в  том числе и за счет дискредитации избирательной системы.

Не очень красиво, но понять можно. Впоследствии страсти улеглись, разум возобладал. Поэтому и количество поданных жалоб  и заявлений - в пределах обычной для региональных и местных выборов нормы. Конечно, есть и достаточно серьезные споры, но не все из них связаны с работой избирательных комиссий. Например, отмечены нарушения правил проведения предвыборной агитации кандидатами и избирательными объединениями или факты воспрепятствования деятельности избирательных комиссий, как это было в Дербенте.

Правовых оснований для обвинений в адрес ЦИК России и в адрес Председателя ЦИК России в нарушениях при проведении региональных и муниципальных выборов быть не может, поскольку ЦИК России не является комиссией, организующей эти выборы. Но свою долю ответственности мы, разумеется, несем и делаем из создавшихся ситуаций соответствующие выводы, в том числе в отношении более тщательной работы с политическими партиями, в информационной сфере, в ходе обучения членов избирательных комиссий.

А сатисфакции по прозвучавшим бездоказательным обвинениям требовать не будем, оставим их на совести авторов. Хотя вопрос намеренной, целенаправленной дискредитации избирательной системы страны существует, причем достаточно остро. Так, один политический деятель в течение вот уже десяти лет каждые очередные выборы характеризует как нечестные и беспрецедентно грязные. И каждый раз одними и теми же словами.

- Недавно была создана рабочая группа по реализации президентских предложений в области проводимой политической реформы. Один из пунктов этой реформы, как известно, напрямую касается технических аспектов избирательной системы. С какими модернизационными предложениями по реформированию выступит (выступил) ЦИК России, вы лично?

- В своем Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Д.А. Медведев затронул один из самых актуальных для организаторов выборов вопросов - ускоренное техническое переоснащение избирательной системы. Невозможно говорить о модернизации российской экономики и при этом не ставить и не решать аналогичную перспективу в избирательной сфере. Решать ее необходимо, начиная с участковой избирательной комиссии, т.е. фундамента  избирательной системы.

Главой государства поставлен срок подготовки программы технического переоснащения избирательной системы - январь 2010 года.  Премьер-министр В.В.Путин и я - мы отвечаем за ее подготовку. Представитель ЦИК России активно участвует в деятельности рабочей группы по реализации президентских предложений. В качестве шагов по реформированию российской политической системы мы  представили ряд предложений по возможным законодательным решениям вопросов, обозначенных в Послании.

Но ряд модернизационных решений может быть реализован нами непосредственно. Так, недавно мы ввели в практику постоянное присутствие представителей политических партий на заседаниях ЦИК России. Соответствующая поправка была внесена в Регламент ЦИК России.

Может быть, в дальнейшем законодателем будет введена и обязательная норма о наделении  всех семи российских политических партий правом участия в работе всех избирательных комиссий, то есть дано право знакомиться с документацией, присутствовать на заседаниях и выступать на них,  использовать разнообразные формы максимального вовлечения представителей непарламентских партий в работу избирательных комиссий.

В целях дополнительного обеспечения открытости выборов ЦИК России предложила регулярно выступать в Государственной Думе с сообщениями по итогам единого дня голосования. ЦИК России готова выслушать предложения, замечания и пожелания депутатов Государственной Думы и информировать о модернизации избирательного процесса. Недавно на совещании с председателями избиркомов я призвал их выступить с инициативой регулярного отчета после выборов перед законодательными (представительными) органами власти, а также органами власти местного самоуправления.

- Безупречных выборов, к сожалению, не бывает. Тем не менее хотелось бы, чтобы процедура голосования и подсчета голосов проходила как можно более чисто, чтобы было меньше нареканий, претензий и т.д. На ваш взгляд, возможно ли создать для этого все условия? Что в технологическом плане необходимо сделать, чтобы больше никто не мог сомневаться в результатах выборов? Что уже сделано?

Безупречных, или как сказал Президент, "стерильных", выборов не бывает нигде в мире. Есть страны, где со стерильностью дела обстоят так же, как в полевых госпиталях 18 века: погрешность списков избирателей составляет 50 процентов или их вовсе нет, избранным считается президент, набравший меньше половины от числа проголосовавших. Есть страны, в которых президент избран после весьма сомнительного переголосования. Вспомним и недавнее прошлое.

Вспомним скандалы с отказами в регистрации ЛДПР, ЯБЛОКа в Санкт-Петербурге. Затяжка с регистрацией и подчас не вполне обоснованные придирки к кандидатам при регистрации списка КПРФ. Ничего подобного нет уже несколько лет. В парламентских выборах 2007 года списки выдвинули 14 партий, наименования 11 из них были включены в бюллетень для голосования, отказано в регистрации только трем, причем причина банальна - превышение допустимого процента недостоверных и недействительных подписей.

Так называемая стерильность избирательного процесса - идеал, к которому можно только стремиться. Но как цель развития - это достаточно эффективная задача. Тем не менее недостатки, упущения, претензии бывают везде. Есть они и у нас. Прежде всего, следует говорить о создании условий, при которых нарушения будут исключены, если не полностью, то, по крайней мере, минимизированы. Здесь мы имеем в виду минимизацию негативного воздействия человеческого фактора на избирательный процесс и создание технологического обеспечения политической конкуренции.

В связи с этим среди наших предложений: автоматизация процесса составления протокола участковой избирательной комиссии, установление таких сроков полномочий участковых избирательных комиссий, в рамках которых станет возможной и результативной автоматизация процесса голосования; технологическое обеспечение политической конкуренции, в частности, более широкое использование КОИБ и КЭГ, сенсорных экранов, дистанционного электронного голосования, технологий глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, веб-камер и т.д. Большинство предложенных мер уже применялось и оправдало себя. Сейчас же необходимо говорить о полномасштабном их применении.

В 2009 году были продолжены экспериментальные работы по применению в избирательном процессе (Братский район Иркутской области) спутниковых систем ГЛОНАСС, "Гонец" и по проведению электронного опроса избирателей в шести субъектах Российской Федерации - Владимирской, Волгоградской, Вологодской, Ленинградской и Томской областях, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. При этом были апробированы три способа участия граждан в эксперименте в ходе выборов - с использованием компакт-дисков, электронных социальных карт, мобильного телефона.

Возможно, кому-то такое внимание к технической стороне организации выборов покажется избыточным. Но демократия - это, прежде всего, процедура. И от того, насколько технологически совершенной и открытой она является, во многом зависит честность и конкурентный характер выборов. И здесь  не бывает лишних деталей.

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Самолет вертикального взлета: новое — это хорошо забытое старое
Закат и падение Соединенных Штатов
Заявление Гелентнера: можно ли отрицать высадку американцев на Луну — Иван МОИСЕЕВ
Литва назвала "экономическим удушением" желание России использовать свои порты
Киев намерен получать от ЕС по пять миллиардов евро ежегодно
Эрдоган призвал турецкую диаспору в Германии голосовать против партии Меркель
Киев намерен получать от ЕС по пять миллиардов евро ежегодно
Spiegel и ARD: пьяный спецназ Германии массово "зиговал" на вечеринке
Ксавье МОРО: когда нелегалы понимают, что в Европе тяжелая жизнь, они начинают террор
Киев намерен получать от ЕС по пять миллиардов евро ежегодно
Бывшему полковнику Квачкову продлили срок заключения
Россияне отказались менять совесть на холодильник
Бывшему полковнику Квачкову продлили срок заключения
Ксавье МОРО: когда нелегалы понимают, что в Европе тяжелая жизнь, они начинают террор
Пламен ПАСКОВ: проект АЭС в Белене был зарублен по политическим причинам
Мэр Сиэтла: памятники Ленину — "символ ненависти, расизма и жестокости"
Мэр Сиэтла: памятники Ленину — "символ ненависти, расизма и жестокости"
Козел-мэр возглавил город в Ирландии
Откуда и как Навальный черпает силы для борьбы с коррупцией
Ксавье МОРО: когда нелегалы понимают, что в Европе тяжелая жизнь, они начинают террор
Ксавье МОРО: когда нелегалы понимают, что в Европе тяжелая жизнь, они начинают террор