Губернаторов приструнят референдумом

Если формат наделения властными полномочиями глав исполнительной власти субъектов федерации, в принципе, понятен и уже обкатывается на практике, то процедура отзыва губернатора пока никак не конкретизирована.

Конечно, действующий закон предусматривает отзыв губернатора как президентом страны "в связи с утратой доверия", так и в результате проведения референдума. Причем формулировка "утрата доверия" даже получила свою максимальную конкретизацию.

Еще летом Владимир Путин дал понять губернаторскому корпусу, что у главы государства после вступления в силу закона о прямых выборах губернаторов достаточно полномочий для того, чтобы решить вопросы об увольнении глав субъектов федерации, которые не выполняют поставленные перед ними задачи. "Введен новый порядок формирования региональной власти, но думаю, вы все прекрасно понимаете: у главы государства всегда достаточно инструментов, чтобы решать любую кадровую задачу, прежде всего, в отношении тех, которые не выполняют должным образом возложенных на них функций", — заявил в этой связи Владимир Путин.

И подчеркнул, что и у федеральной власти в любо случае должна быть возможность оценивать исполнение региональными властями переданных им полномочий. "Если они не исполняются, или исполняются ненадлежащим образом — у федеральной власти должны быть соответствующие рычаги влияния дисциплинарного характера вплоть до отстранения от должности", — отметил глава государства.

При этом не нужно забывать, что в федеральном законе, в принципе, прописано, что именно может стать основанием для "утраты доверия". Это нарушение высшим должностным лицом субъекта РФ законодательства, факт совершения которого установлен судом, и неоднократное грубое без уважительных причин неисполнение им своих обязанностей, установленное судом.

Обладают правом на отзыв губернатора и избиратели. Так, если по истечению года с момента вступления в должность глава региона разочаровал возложивших на него свои надежды жителей, то они теперь могут получить право инициировать проведение голосования по отзыву губернатора в формате референдума. При этом процедура отзыва должна обеспечивать участникам голосования возможность проведения агитации как за отзыв губернатора, так и против такого отзыва. Кроме того, сам губернатор будет иметь возможность дать объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания отзыва.

Безусловно, это не означает того, что с инициативой отзыва может выступить любой человек. То есть, конечно, любой, но претензии к главе региона должны быть обоснованны. Закон, в частности, устанавливает, что голосование по отзыву назначается при наличии определяемых в тексте того же самого закона оснований: нарушение губернатором общефедерального или регионального законодательства, а также неоднократное, без уважительных причин неисполнение им же своих обязанностей. При этом, факт совершения вышеозначенных проступков должен быть установлен судом.

Формально определены и основные положения процедуры отзыва высшего должностного лица. Они предусматривают, в частности, право на инициативу обращения в суд, а также право на сбор подписей избирателей в поддержку инициативы проведения голосования по отзыву и обеспечение возможности голосования как за отзыв, так и против отзыва высшего должностного лица субъекта РФ.

Однако еще более конкретизирует порядок отзыва губернатора модельный закон, разработанный и обнародованный Центризбиркомом. Согласно законопроекту, граждане смогут выступить с подобной инициативой спустя год и более после вступления руководителя региона в должность. Как говорится в обнародованном документе, основанием для этого может стать нарушение чиновником закона и "неоднократное грубое без уважительных причин неисполнение обязанностей, установленное соответствующим судом".

Лишить обязанностей губернатора сможет группа от 20 человек, которая соберет не менее 25% подписей всех избирателей, зарегистрированных в регионе. И лишь после этого будет запущена процедура голосования. Чтобы лишить кресла начальника региона, эту инициативу должны поддержать более 50% избирателей.

При этом, что примечательно, если глава региона отозван не будет, повторный отзыв по тем же основаниям не может проводиться в течение двух лет со дня официального опубликования результатов голосования.

По мнению политолога Центра политической конъюнктуры Александра Шатилова, предложенный ЦИК закон может трактоваться двояко. "С одной стороны, он достаточно неудобен для оппозиции, поскольку при формальной возможности отзыва губернатора ей будет крайне трудно реализовать процедуру отзыва, — отмечает эксперт. — С другой стороны, этот закон отставляет право за властью инициировать сверху при помощи административного ресурса возможность отзыва такого губернатора-оппозиционера или губернатора, вышедшего из-под контроля".

По словам Шатилова, это удобная схема для власти: "Выстраивается сложная система многоступенчатой системы подстраховки и перестраховки". "В настоящий момент федеральный центр создает разветвленную систему сдержек и противовесов на региональном уровне, - сказал политолог "Правде.Ру". — И возрождение выборности губернаторов предполагает, с одной стороны, определённую либерализацию на уровне субъектов РФ, с другой стороны, как показывают действия власти, выстраивается очень сложная система подстраховок и перестраховок рисков, связанных и с проявлением фронды со стороны губернаторов".

Автор Александр Петров
Александр Петров — журналист, бывший обозреватель политического раздела Правды.Ру *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить