Избирателей уберегут от "перегрева"

В России могут быть значительно сокращены сроки ведения предвыборной агитации. Центральная избирательная комиссия предлагает урезать время агитации с 28 суток до 14. Кроме того, может быть уменьшен срок всей избирательной кампании. Его сократят со 180 до 60 дней. Партийцы, естественно, недовольны. Эксперты, тем не менее, говорят о том, что раскрученным кандидатам и серьезным партиям и так, в принципе, не нужны длительные сроки агитации.

Как поясняет представитель ЦИК, которого цитирует тульский облизбирком, уменьшение срока агитации связано с подготовкой законодательства к введению Единого дня голосования в сентябре 2013 года. По мнению авторов закона, установление единого дня голосования существенно сократит расходы из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов. До настоящего времени законодательство устанавливало два так называемых единых дня голосования — второе воскресенье марта и второе воскресенье октября.

Заметим, что это законопроект, одну из редакций которого отклонил Совет Федерации, был воспринят оппозиционными партиями (кроме ЛДПР) крайне негативно. И КПРФ, и "Справедливая Россия", например, указывали на то, что основная часть избирательной кампании выпадает на август. А это отпускной период у избирателей. Причем как утверждали партийцы, единый день голосования не выгоден оппозиции, прежде всего, потому, что ей не хватит — в отличие от ЕР — ресурсов чтобы охватить все направления.

Как и следовало ожидать, очередная "оптимизация" также не вызвала особого энтузиазма у представителей оппозиционных партий. "За две недели никакой агитации практически нельзя провести, кроме телевизионной, — говорит в интервью "Правде.Ру" секретарь ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе, депутат ГД Олег Куликов. — А телевизионная агитация особенно платная для нас недостижима. Любая агитация требует определенной подготовки, определенной адаптации под те или иные условия". По мнению коммуниста, для компартии, поставленной таким образом в неравные условия с партией власти, сокращение сроков агитации крайне неудобно.

Не слишком рады очередному сюрпризу Центризбиркома и в ЛДПР. Там также ссылаются на технические сложности, связанные с сокращение времени агитации. "Чем меньше срок, тем сложнее, — говорит руководитель аппарата ЛДПР в Госдуме Ярослав Нилов. — Здесь возникнут сложности и с проведением съездов, и конференций, и районных собраний".

Однако, по словам Нилова, либерал-демократы в "любом формате будут участвовать в выборах". "У нас есть свой избиратель, который всегда нас поддержит — это, во-первых, — утверждает парламентарий. — А во-вторых, мы же не начинаем выборную кампанию как сегодня по закону за 180 дней. Мы ее ведем непрерывно и постоянно. В межвыборную спячку ЛДПР не впадает. Выборы прошли и уже на следующий день мы занимаемся подготовкой к следующему выборному этапу". " Поэтому, учитывая имеющийся у нас ресурс и 25-летний опыт, мы сможем работать и побеждать и в новых условиях", — резюмировал представитель ЛДПР.

А вот непарламентские партии с сокращением сроков агитации, очевидно, столкнутся с дополнительными трудностями. "На взгляд нашей партии, все что связано с Единым днем голосования, с формированием избирательных участковых комиссий на постоянной основе, с не разрешением избирательных блоков — все это делает невозможным полноценное проведение выборов не представленных в Думе малых партий", — утверждает председатель "Правого дела" Андрей Дунаев. По его мнению, инициатива ЦИК "закрепит двухпартийную политическую систему КПРФ и ЕР".

Между тем, как считает политолог Николай Миронов, сокращение сроков агитации имеет и свои плюсы. Это позволит защитить избирателя от "перегрева" агитационными технологиями. По словам Миронова, партии и кандидаты, которые вступают в борьбу, по идее должны быть известны и до начала официальной агитации в СМИ и вообще до начала выборов. Агитация по своему смыслу корректирует уже сложившиеся представления избирателей о политиках своего региона, а не определившемуся электорату помогает сделать выбор. "Но на практике у нас бывает не так, — отмечает политолог в интервью "Правде.Ру". — Длительный период кампании позволяет многим партия и кандидатам сделать ставку не на долгосрочную работу в регионе, а на избирательные технологии. То есть они пытаются "раскрутиться", поднять свои рейтинги или "опустить" рейтинги оппонентов. Для этого приглашаются технологи и те за период кампании "накручивают" электорат".

Действительно, до объявления старта выборов такие партии с избирателями практически не работают. Потому что содержать технологов в регионе дольше трех месяцев — невыгодно. А программы или значимых достижений у партии попросту нет. И так повторятся от выборов к выборам.

В итоге, поясняет Николай Миронов, продолжается "перегрев" избирателей агитационными технологиями, большая часть которых нацелена на "возбуждение" эмоций, приводит к усталости и разочарованию людей в политике. "Это в свою очередь негативным образом влияет на явку, дискредитирует избирательный процесс, — утверждает эксперт. — Таким образом, сокращение срока кампании невыгодно прежде всего тем политикам, которым этот срок необходим для "раскрутки". Что касается партий, которые известны в регионе, работают с людьми, предлагают им не "сладкую жизнь" с перспективой "жениться" после для голосования, а решения, подкрепленные результатами, то для них сокращение периода кампании вряд ли станет проблемой".

Вместе с тем политолог предлагает серьезно подумать, на каких сроках в итоге остановиться. "60 дней, это возможно, недостаточный срок, учитывая периоды выдвижения, регистрации кандидатов. Наверное, стоит применить дифференцированный подход — на федеральных выборах дать времени побольше, а на региональных и муниципальных поменьше", — заключает Миронов, предлагая параллельно законодательно урегулировать политическую деятельность вне периода избирательной кампании — например, установить правила распространения политической рекламы и ее финансирования.

Автор Александр Петров
Александр Петров — журналист, бывший обозреватель политического раздела Правды.Ру *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить