Роковые подписи

Под вопросом находится регистрация двух кандидатов в президенты, в подписных листов которых обнаружено более допустимых 5% брака. Если повторная выборка подтвердит основания для снятия кандидатов, то для одного из них — губернатора Иркутской области Дмитрия Мезенцева, — главные неприятности только начнутся.

На прошлой неделе претенденты на пост президента России, идущие не от парламентских партий, сдали в Центризбирком по два миллиона подписей в свою поддержку, необходимых для допуска к финальному соревнованию. Все они выразили уверенность в том, что оснований для сомнений в качестве и достоверности представленных документов нет. По крайней мере, у них лично.

Впрочем, у сотрудников Центризбиркома, проводивших проверку, сложилось другое мнение. Напомним, что из общего количества сданных кандидатом подписей методом случайно выборки отбирается для проверки 400 тысяч. В случае, если процент брака недействительных или недостоверных данных составит более 5 процентов, то назначается повторная выборка, для проведения которой отбирается 200 тысяч подписей, которая либо опровергнет, либо подтвердит первоначальный вердикт.

Так что формально, шансы у кандидатов есть. Как будет обстоять дело на практике, станет известно уже совсем скоро. Однако учитывая высокий процент брака (у Григория Явлинского выявлено более 23 процентов брака, а у Дмитрия Мезенцева — порядка 10 проц.), шансы этим, скажем откровенно, не самые высокие.

Так что в "Яблоке", не дожидаясь официального вердикта, уже поспешили объявить о том, что Явлинский будет снят в дистанции, и этот отказ будет носить политически-мотивированный характер. Председатель "Яблока" Сергей Митрохин однозначно заявил, что Явлинского хочет снять лично Владимир Путин, поскольку, во-первых, "независимый Явлинский будет отнимать голоса у управляемого Прохорова", во-вторых, это будет наказанием для "Яблока", которое "жестко критикует Путина, выставляет реальных наблюдателей, не признало результаты думских выборов".

Касательно последнего пункта, "Яблоко" являлось не единственной партией, выступившей с подобного рода претензиями, и то, что их протестный голос был еле слышен, виноваты только те 3 процента избирателей, отдавших 4 декабря 2011 года свой голос за партия Явлинского-Митрохина.

С Прохоровым ситуация ещё более смешная. По оценкам социологов, рейтинги представителя "Яблока" и миллиардера приблизительно сравнимы и находятся в пределах 2-3 процентов. Так что если Явлинский ставил перед собой цель отобрать именно эти голоса, то его участие в выборах представляется абсолютно бесперспективным.

Кроме того, пусть и косвенные, но основания для подозрений в качестве подписей всё же есть. Так, 13 января в своём официальном пресс-релизе "яблочники" сообщили, что им удалось собрать 1,7 млн подписей. А спустя два дня отчитались о доборе недостающих 400 тысяч автографов граждан России.

Также по теме: Волшебники из "Яблока"

Подобной оперативности работы можно только позавидовать. Хотя, например, ещё один кандидат в президенты, лидер партии "Воля" Светлана Пеунова 18 января открыто обвинила Явлинского и Прохорова в фальсификации собранных подписей, поскольку, по её мнению, легально собрать такое количество подписей за такой короткий период времени невозможно. Хотя, в данном случае, конечно, стоит учитывать разницу в политическом рейтинге и популярности Пеуновой и тех же Прохорова с Явлинским.

Компанию Явлинскому в списке кандидатов-неудачников может составить и губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев. Для всех осталось загадкой, зачем не самому известному на федеральном уровне главе региона было нужно ввязываться в президентскую гонку. Самое простое объяснение: для поднятия своего рейтинга как в подведомственном ему регионе, так и на вышеупомянутом федеральном уровне.

Есть известное старинное выражение: положение хуже губернаторского. Так вот Мезенцев оказался именно в таком положении. Если, к примеру, тот же Явлинский может в качестве оправдания сослаться на политические мотивы, бюрократическое крючкотворство и в крайнем случае, на низкое качество работы своего штаба, то Мезенцев не может этого сделать по определению. Во-первых, по причине отсутствия конфликтов с федеральной властью. Во-вторых, если губернатор и его помощники, обладая априори всеми необходимыми инструментами для подготовки необходимой документации допускают столь серьёзные ошибки (причём, не обязательно речь должна идти именно о фальсификации) в малом, то стоит задуматься о квалификации главы региона.

Автор Игорь Кулагин
Игорь Кулагин — бывший обозреватель Правды.Ру *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить