Виагра для Путина

В России появился новый музыкальный жанр носящий явный политический оттенок. Нет, на сей раз речь не идёт о создании гимна новой России (или нового гимна России, тут уж кому как нравится), и не о музыкальных и вокальных талантах доморощенных политиков (кои и так демонстрируют их направо и налево), а о некое м политическом стёбе.
Небезызвестный в музыкальном миру композитор Алексей Вишня создал проект под названием "ПолитТехно". Идея проста и не отличается оригинальностью - музыкант берет отрывки из высказываний российских политиков и накладывает их на ритмичную музыку, получая в результате своеобразную сатиру на деятелей высших политических сфер.

Первопроходцем в этой области музыкального жанра стал DJ GROOVE, несколько лет назад выпустивший композицию, где главным действующей фигурой был характерный голос Михаила Горбачёва. Получилось довольно симпатично и композиция пользовалась популярностью. Правда на этом всё и заглохло. Время от времени эта идея всплывала на поверхность, но так же неторопливо предавалась забвению. Но, как гласит старое правило: не бывает плохих идей, бывают плохие исполнители.

За первый месяц своего существования сайт, на котором выложены произведения в стиле "ПолитТехно", стал лидером Рунета по популярности, а последнее произведение Вишни под названием "Никакой торговли не будет!" даже прозвучало в эфире ряда радиостанций, в том числе и на "Эхо Москвы".

Алексея Вишню с детства тянула в равной степени как музыке, так и к экспериментам в ней. Несмотря на то, что Алексей был непосредственно причастен к формированию рока новой волны 80-х, а в частности, это именно он записал самые удачные альбомы группы "Кино": "46", "Это не любовь" и "Группа крови", широкой публике он известен не был и особого состояния не сколотил. В конце восьмидесятых Вишня пытался сделать карьеру поп-исполнителя, но дальше эфира питерского телевидения это начинание не пошло. И в девяностых о Вишне вспомнили еще раз, когда он продал кабаре-дуэт "Академия" песню "За пивом". Но эти временные всплески никак не сказывались на материальном благосостоянии Вишни, чья любовь к техно-музыке явно не находила общественного признания.  Правда иногда музыкантам удавалось найти приём, делающий техно или транс пригодным для попсового уха среднего слушателя.

Нашёл такой приём и Вишня. Ничего не надо было думать - все лежало на поверхности. "Доренко спел песню про Путина" - запестрили банерами все отспамленные форумы. "Владимиру Путину доверяют - не доверяют, это не шутка" - предостерегал под музыку бесстрашный тележурналист. Cчетчики завертелись быстрее в 7 раз.

"Путин спел про Березовского", "Борис Березовский это кто?" - новость с ленты попадала в Политтехно, перемешивалась и попадала снова в ленты, уже другого качества, но с теми же героями.

Питерский радио-диджей Олег Кушнирев принес Вишне сэмпл "Я встречалась с президентом и я ему дала справку, о том, что.." записанный с телевизора в период предыдущих дебатов и выборов в Государственную Думу. Ирина Хакамада была очень уставшей и говорила нараспев. Вишня берёт эту фразу, отрезает "ненужные" слова и с итоге получается: "Я встречалась с президентом, и я ему дала".

Чуткое ухо Вишни уловило практически всех известных российских политиков. В первом альбоме "Полит.техно" - "Виагра для Путина" - можно услышать голоса Чубайса, Хакамады, Зюганова, Жириновского, Новодворской и других. Безусловных хитом стала композиция "Никакой торговли не будет!", посвящённая аресту Михаила Ходорковского и исполняемая... правильно, голосом Владимира Путина...

Но смех смехом, а свои проектом Алексей Вишня вытащил на поверхность целую кипу скользких моментов. Во-первых, это касается конечно же авторских прав. Рост популярности прямо пропорционален росту доходов музыканта. Соответсвенно, политики, которые невольно стали соавторами проекта вполне могут претендовать на свою долю. Во-вторых, существует вариант, когда тому или иному персонажу очень не понравится то, каким образом он был представлен в записи и он имеет полное право подать в суд на незаконное использование его имени в записи.

Впрочем, Алексей Вишня уверен, что поводов для придирок к нему со стороны уважаемых господ политиков нет. Они говорили эти слова? Говорили. И найти какой-то злой умысел в том, что эти слова кто-то записал на пленку и теперь проигрывает публично, будет непросто.

И есть ещё один, гораздо более серьёзный момент. По мнению многих экспертов "Полит.Техно" является новым инструментом политических технологий.

Ещё бы, ведьлюбой из политиков понимает, что участие в подобном проекте может стать как рекламой, так и антирекламой. Именно поэтому пока Вишни не стоит опасаться судебных преследований со стороны разъярённых чиновников. В преддверии выборов в Госдуму они постараются свести всё к невинной шутке, прекрасно понимая, какой отрицательный резонанс могут вызвать их нападки на "свободу творчества". И в то же время, правильно "обрезанное" слово может навсегда поставить на политике жирный крест. К примеру, не думаю, что многократное повторение фразы Владимира Вольфыча "русские свиньи" вызовет у слушателя положительную реакцию.

Жанр политической песни был всегда наготове у идеологов государства и их непосредственных противников. Одни пели о "тревожной молодости", несчастной Гренаде и надрывно кричали "ядерному взрыву нет-нет-нет!", а другие пускали им наперерез "поезд в огне". Сегодня массовая культура уходит от гражданской тематики. Пожалуй лишь только Юрий Шевчук время от времени возврщается к этой теме, другие же давно сконцентрировались на песнях о любви и добре. Периодическое упоминание в песнях главы российского государства (совершенно бестолковые песни девочек из "Поющих вместе" про "такого как Путин" и "За нами Путин и Сталинград" "Белого орла) никак не тянет на политическую песню и используются исключительно в рекламных целях самих исполнителей. Даже леворадикальное крыло музыкального бомонда в лице того же Егора Летова уже не вызывает тех эмоций, которые оглушали слушателей в 80-е годы. И вот эта пустующая ниша, похоже, начинает заполняться. Только в отличие от искренних песен советского андеграунда нам будет предложено нечто совершенно иное.

С одной стороны правы те, кто считает, что это говорит о низком культурном развитии политиков "от сохи", мало уделяющим внимание своим речам. А с другой, мы получаем совершенно новое политехнологическое оружие, по силе воздействия не уступающее, а в чём-то и превосходящее телевизионную и печатную агитацию.

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *