Путин подровнял «преемников»

Сделав Сергея Иванова еще одним первым вице-премьером, Путин, в каком-то смысле, уравнивает шансы двух возможных претендентов на президентский пост в 2008 году. Дмитрий Медведев теперь лишается «форы» в этой – пока виртуальной – гонке. Для Иванова новое назначение выгодно – потенциальному кандидату в президенты не нужны скандалы и ЧП, которые периодически происходят в армии. Так что в споре двух равных бывший министр обороны может оказаться «равнее».

Что стоит за перестановками в правительстве Российской Федерации? Сегодня это, пожалуй, самый обсуждаемый вопрос в среде аналитиков. У России появился еще один первый вице-премьер и новый зампред главы правительства. Оба новичка в составе кабинета министров – выходцы из Санкт-Петербурга.

Сменился министр обороны – им стал бывший глава Федеральной налоговой службы Анатолий Сердюков. Это назначение продолжает принятую при Владимире Путине линию на гражданское руководство Вооруженными силами и соответствует распространенной мировой практике.

Первым был Сергей Родионов, однако, как подчеркивает ряд наблюдателей, он сменил мундир на гражданский пиджак. Сергей Иванов мундира не носил, но имеет звание генерал-полковника ФСБ запаса. Анатолий Сердюков – сугубо гражданский чиновник, однако, он прошел школу действительной армейской службы в 1984-1985 годах после окончания Ленинградского института советской торговли, и таким образом, знает армию с самых низов. Чего, может быть, не всегда хватало его предшественникам на министерском посту, поскольку курсантская лямка – все же не солдатская.

Сердюкову, как вчерашнему главному налоговику страны, материальное состояние армии и флота будет, несомненно, открытой книгой. В вопросах же повседневной воинской службы, боевой подготовки и прочих специфических вещах должна возрасти роль Генерального штаба.

Еще один новый заместитель премьер-министра – петербуржец Сергей Нарышкин – до сих пор руководил аппаратом правительства, не являясь при этом членом кабинета. Это назначение, по словам Путина, связано с тем, что сейчас важно «усилить направление работы, связанное с внешнеэкономической деятельностью и, прежде всего, на направлении СНГ».

Вице-премьер и теперь уже бывший министр обороны Сергей Иванов с Вооруженными силами простился. Хотя Иванов повышен до первого вице-премьера, курировать армию и флот он, скорее всего, не будет. Силовые структуры России, как известно, напрямую замыкаются на президента.

В ведении Иванова остается военно-промышленный комплекс, и, как указано официально, некоторые другие отрасли гражданского сектора экономики. Логично предположить, что это те отрасли, которые работают с ВПК на условиях субподряда или выпускают продукцию двойного назначения. Таким образом, вся сфера экономики, прямо или частично работающая для нужд национальной обороны, замыкается на единый уровень координации и принятия решений.

Путин отметил весомый вклад Иванова в укрепление обороноспособности страны, а также положительные тенденции в отечественной оборонной промышленности, о чем свидетельствует рост экспорта российских вооружений.

Председатель правительства Михаил Фрадков с перестановками в своем кабинете связывает, как он выразился, реализацию приоритетной правительственной задачи – диверсификацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на мировых рынках. «Мы должны все вместе помочь "раскрутить" эту тему, использовать те заделы, которые созданы, а мы над этим трудились несколько лет», - подчеркнул премьер.

С назначением Сергея Иванова правительство связывает надежды не только на преодоление технологического отставания России, но и на всемерное использование традиционного конкурентного потенциала, который имеется у российской экономики.

Однако главной интригой совершенных кадровых перестановок многие наблюдатели считают выравнивание шансов двух потенциальных кандидатов на предстоящих президентских выборах. Сергей Иванов и Дмитрий Медведев получили равные посты и сопоставимые по значимости функциональные обязанности в руководстве экономикой страны.

В последнее время складывалось впечатление, что президент Путин был вынужден сам корректировать имиджевый дисбаланс своих «подозреваемых» преемников. По табели о рангах Медведев стоял выше, его деятельность как куратора национальных проектов стала более заметна обществу.

Выводя Иванова из информационной «тени», президент в последние месяцы постоянно брал с собой министра обороны в зарубежные поездки. Однако это может быть всего лишь внешним впечатлением – большинство зарубежных турне на рубеже годов так или иначе были связаны с развитием экспортом техники и вооружений, и присутствие Иванова было действительно необходимым.

С другой стороны, Путин очевидно лишал Медведева завышенной «форы» в негласном соперничестве. Президент де-факто дезавуировал заявление первого вице-премьера, который в Давосе предсказал России роль будущего лидера мировой нефтедобычи. Путин заявил, что это не то будущее, к которому должна стремиться Россия, для нее привлекательнее развитие инновационных технологий. Вот это как раз и поручено Иванову.

С точки зрения электоральных перспектив, уход с поста министра обороны для Иванова – несомненный плюс. Россия прочно стоит на ногах экономически, никакие «маленькие победоносные войны» ей не нужны и даже вредны.

Армия же мирного времени всегда таит для полководца множество поводов для больших и мелких скандалов, которые не украсят потенциального кандидата. Полемика с комитетами «солдатских матерей» грозит стать основной темой агитационной кампании; причем набрать очки в этих словесных баталиях, памятуя дело Сычева и другие похожие, практически, невозможно.

С другой стороны, видя, как рутина национальных проектов все больше затягивает Дмитрия Медведева, которому никак не удается разрубить гордиев узел противоречий «инфляция-ипотека», позиция Иванова может стать первой среди равных первых вице.

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить