"Вроде и кричали о плюрализме - и при этом есть желание заткнуть рот"

После встречи премьер-министра, кандидата в президенты Владимира Путина некоторые оппозиционно настроенные журналисты и общественные деятели разразились гневными тирадами насчет того, что это было недопустимо, что "руки не подадут" и так далее.

Вообще, конечно, сама по себе ситуация выглядит достаточно странно - в конце концов, делить определять друзей и врагов только на основании политических взглядов взрослые, уже чего-то добившиеся в жизни люди вроде бы не должны.

И тем не менее Светалана Сорокина в своем блоге восклицает: "Зачем этот поход в доверенные лица? Просмотрела списокНесколько имен расстроили очень". А журналистка Мария Гессен запретила "Театру наций" Евгения Миронова ставить спектакль по своей книге. Потому что Марии Гессен не нравится Владимир Путин, а Евгений Миронов снялся в предвыборном ролике кандидата в президенты.

"Правда.Ру" обратилась с просьбой поделиться своим мнением о происходящем директора Центра современного искусства Марата Гельмана и режиссера Владимира Хотиненко.

Марат Гельман:

- Здесь есть несколько вещей. То есть первая, самая главная - это такое заблуждение, что люди, которые совпадают с тобой взглядами политическими, они нравственные. А люди, которые не совпадают, они обязательно безнравственные.

Перенос этического момента в политику - это часть нашей реальности. Это, конечно же, таким быть не может. Я знаю много прекрасных нравственных людей и во власти, и вне ее, и в оппозиции. И никоим образом политические взгляды человека не влияют на его этическую позицию.

Но есть некий нюанс все-таки. Дело в том, что когда человек искусства поддерживает власть, то его подозревают в меркантильности. И надо признать, что такие подозрения на чем-то основаны. По крайней мере, задать такой вопрос - почему он поддерживает власть - вполне уместно. Например, если  деятель культуры поддерживает оппозицию, то с идеологической точки зрения это то же самое, но все-таки предполагается, что никакого такого профита, прибыли он с этого не получает.

А что касается тона... К сожалению, у нас сейчас все на повышенных тонах, не только эта позиция. Мне не очень понятен такой азарт, такая страсть, с которой шельмуют тех, кто вошел в тот или иной список доверенных лиц. Алла Пугачева, когда, кстати, у Прохорова была, тоже было достаточно много язвительных слов. То есть это в принципе действительно может как бы...

Когда политик нуждается в поддержке деятеля культуры, то безусловно он "питается" его популярностью. И безусловно, деятель культуры должен 10 раз подумать, прежде чем согласиться. Но если он согласился, я считаю, ничего в этом такого плохого нет.

Владимир Хотиненко:

- Независимо от того, кто из моих знакомых, близких или не очень, из коллег кого-то поддержит - мне даже в голову не придет менять к нему отношение. Это разные вещи, это личный выбор каждого человека, личное его решение. Как и мое, в том числе, существующее в том же списке (доверенных лиц Владимира Путина - прим.).

Поэтому, в общем и целом, это глупость. Это истерика. Истерика это вообще не очень хорошо в общении людей. Мне кажется, к этому нужно относиться немного спокойней, и уж тем более не переносить это на личные отношения. 

Мне лично в голову не придет перестать здороваться или грубость сказать человеку,  у которого противоположный взгляд. К этому вроде и стремились. Довольно любопытная вещь получается: стремились и на каждом углу кричали о плюрализме, о свободе выражения взглядов - и при этом (есть) желание заткнуть рот людям, с которыми несогласны. Как так можно? Это и в лес не пойду, и дома не останусь называется.

Либо это  принцип такой, волеизъявление - это так и называется. Либо тут какое-то есть двурушничество.  Так, мне кажется, просто нельзя. Мне кажется, это даже не совсем порядочно. Как бы вы ни были несогласны, но это просто выбор человека, это его право, в конце концов, за которое идет борьба.

Наверное, во всем мире так, я не знаю буквально в деталях. Но думаю, к сожалению, это такое человеческое правило. К глубокому сожалению. Но с моей точки зрения, совершенно неправильное.

Автор Антон Куликов
Антон Владимирович Куликов — журналист, обозреватель Правды.Ру
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить