С прицелом на 2016-ый

Либерализация российского избирательного законодательства продолжается, а вместе с ней сокращается число претензий к российской демократии как таковой. На этой неделе Госдума в окончательном чтении приняла закон, предусматривающий снижение проходного барьера на выборах с 7% до 5%.

Правда, изменения вступят в силу лишь на следующих выборах в 2016 году. На предстоящих же выборах в Госдуму партиям придется довольствоваться старыми нормами. Хотя не все так категорично: сейчас партиям, получившим от 5% до 6% голосов, будет гарантирован один депутатский мандат, а получившим от 6% до 7% — целых два депутатских мандата.

Напомним, проект закона о снижении проходного барьера Медведев внес в Госдуму 24 июня. Существующий 7-процентный порог — "это уже реально много", заявил накануне внесения законопроекта президент. Однако, по его мнению, ближайшая федеральная избирательная кампания в парламент — в декабре этого года — должна идти по старому законодательству.

По мнению Медведева, уменьшение проходного барьера — один из инструментов повышения политической конкуренции в России, необходимость которого назрела: "Я считаю, что в принципе эти перемены уже назрели, потому что структуризация политической системы произошла, и это, я думаю, понимают все, в том числе и наша наиболее крупная партия "Единая Россия", — сказал глава государства в интервью "Файнэншл таймс".

Сказано — сделано! Принятый президентский пакет законопроектов, призванный либерализовать избирательное законодательство страны, со временем, действительно, разнообразит политическую палитру, представленную в нижней палате. А конкретнее, он позволит непарламентским партиям, у которых шансы на прохождение в думу невелики, на предстоящих выборах хотя бы попытаться зацепиться за коридор от 5 до 7%. А к 16 году у них появится стимул для того чтобы серьезно бороться за полноценное представительство в Госдуме.

По сути дела, принимая этот закон, парламентарии вернулись к норме, действовавшей на думских выборах с 1993 по 2003 год, когда проходной барьер составлял как раз 5%.

Напомним, проходной "ценз" был повышен в 2007 году в целях отсечения так называемых "диванных партий". "Когда принималось решение о повышении до 7 % логика была следующая: необходимо было подкрепить пропорциональную систему, на которую мы все перешли, устойчивой партийной структурой. То есть нужно было сделать так, чтобы в политической конкуренции участвовали реальные партии, а не какие-то пиар-проекты. Эта цель достигнута. Партийная система России консолидировалась, в ней сейчас 7 партий, имеющие свой электорат", — отметил в интервью "Правде.Ру" заведующего кафедрой общей политологии ГУ-ВШЭ Леонид Поляков.

По его словам, когда в 2016 году избирательная система перейдет на барьер в 5%, то никаких существенных изменений не последует. "Просто для нынешних маленьких партий перспектива получения парламентской фракции окажется более реальной, — считает эксперт. — Раньше они вообще никаких перспектив не имели. Сегодня же для того чтобы в будущем "застолбить" себя в качестве парламентских партий с соответствующими преимуществами, они начнут как-то более серьезно работать. А это в конечном итоге будет стимулировать политическую конкуренцию в стране".

Как известно, действующая в России семи процентная норма неоднократно вызывала критику в ПАСЕ. Парламентская Ассамблея Совета Европы не единожды призывала РФ снизить проходной барьер. Причем в ПАСЕ рекомендовали устанавливать процентный барьер для парламентских выборов на уровне не выше 3%.

Но, нужно сказать, что этой рекомендации до сих пор не соответствуют не только Россия, но и такие страны, как Франция, где барьер составляет 5%, Латвия — 5%, Италия — 4%. В некоторых провинциях Испании избирательный барьер доходит 6%. В Турции, например, к распределению депутатских мандатов партии могут приступить лишь преодолев десятипроцентный барьер.

Как бы то ни было, но возврат России к пятипроцентному барьеру должен удовлетворить все стороны. Во-первых, он во многом соотносится с европейскими избирательными нормами, а, во-вторых, при формировании парламента позволяет отсечь все несерьезные политические силы.

Также читайте: Наблюдателям из ОБСЕ припомнили двойные стандарты

И хотя принятие либеральных поправок поддержали все существующие в стране партии, тем не менее, часть из них выразили острую неудовлетворенность и сожаление, что президентская инициатива о снижении проходного барьера не коснулась ближайших выборов. И в общем-то понятно, почему. Дело в том, что социологи не сулят им прохождение в Госдуму. Впрочем, для "недовольных" — "Яблока", "Патриотов России" и "Правого дела", по прогнозам экспертов, даже заветные 5% пока не по плечу.

Согласно опросам, сейчас уверенно в Госдуму проходят только три партии — ЕР, КПРФ и ЛДПР. А вот "Справедливая России" находится в "подвешенном" состоянии. За нее в начале октября готовы проголосовать лишь 5% респондентов. Возможно поэтому лидер эсеров до последнего момента лоббировал вступление в силу президентского законопроекта уже в этом году, на выборах 4 декабря, и даже предлагал снизить проходной барьер до 3%…

Самое интересное в рубрике "Политика"

Автор Александр Петров
Александр Петров — журналист, бывший обозреватель политического раздела Правды.Ру *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить