Сколько стоят выборы?

В какую сумму российскому бюджету обойдутся выборы в Государственную думу, назначенные президентом на 4 декабря? Готов ли избирком отчитаться за каждую выделенную ему копеечку? И как формируются и расходуются средства избирательных фондов политических партий? На эти и многие другие вопросы в интервью "Правде.Ру" ответил заместитель председателя Центральной избирательной комиссии России Станислав Вавилов.

— Расскажите, в какую, собственно говоря, копеечку обойдутся российским налогоплательщикам предстоящие в декабре парламентские выборы?

— В федеральном бюджете на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной думы шестого созыва предусмотрено 7 105 588 200 рублей (против 4 327,7 млн рублей на предыдущие аналогичные выборы), из которых традиционно чуть более 90 процентов будет направлено в регионы. Бюджетные средства поступят в распоряжение ЦИК в течение 10 дней после официального опубликования решения о назначении выборов.

— Средства немалые… ЦИК как-то намерен осуществлять контроль за выделенными региональным избиркомам деньгами? И самое интересное: как осуществлялся расчет необходимых для проведения выборов средств?

— С целью определения объемов финансирования расходов избирательных комиссий субъектов Федерации на подготовку и проведение федеральных выборов по видам затрат в Центральной избирательной комиссии распоряжением председателя ЦИК России была создана специальная рабочая группа. Этой группой был разработан порядок расчета средств по каждому виду затрат для каждого субъекта РФ, в соответствии с которым выделение денежных средств по субъектам РФ осуществляется в зависимости от численности избирателей, количества формируемых комиссий, сложившейся в регионе инфраструктуры, в том числе даже таких факторов, как наличие труднодоступных мест. Учитываются фактические затраты на предыдущих аналогичных выборах, установленный законодательством коэффициент инфляции и т. д.

— На что именно уходит львиная доля денег, выделяемых из бюджета на выборы?

— Основной удельный вес в расходах на выборы составляют затраты на оплату труда. В настоящее время эта цифра — более 70 процентов. — примерно 4,4 млрд рублей, в том числе компенсация членам комиссий — 0,4 млрд рублей, дополнительная оплата труда — 4 млрд рублей. Как и на предыдущих выборах, гарантированно будет закреплен объем средств для участковых избирательных комиссий, в том числе на дополнительную оплату труда и компенсацию.

— Какие еще расходы предусмотрены в выборной "смете"?

— ЦИК России централизованно изготовит и доставит в субъекты РФ специальные марки для избирательных бюллетеней, открепительные удостоверения, информационно-разъяснительные плакаты, брошюры с текстами федеральных законов. Что касается расходов на оплату услуг транспорта, связи и на другие работы — так как приобретение оборудования и расходных материалов, предназначенных для проведения выборов, то эти расходы должны осуществляться по обоснованным ценам, то есть определенным по результатам проведенного мониторинга.

— Изменилась ли специфика расходов относительно выборов в Госдуму 2007 года?

— Структура расходов осталась прежней, а расчет при планировании строится на фактических расходах 2007 года с учетом коэффициента инфляции. Однако планируемые расходы по информационной деятельности меньше 2007 года. В 2011 году ЦИКом России планируется при увеличении доли расходов на оплату труда в общей сумме затрат на федеральные выборы, одновременно с целью оптимизации расходов федерального бюджета существенно снизить объем денежных средств на командировочные и канцелярские расходы по сравнению с затратами на выборах в 2007 году.

— Предполагается ли какая-то ответственность за нецелевое использование средств?

— Мера ответственности за нецелевое или неэффективное использование бюджетных средств очень высока — это наложение административного штрафа и, возможно, даже возбуждение уголовных дел. И не стоит надеяться на авось — на то, что после выборов все огрехи спишут. Всегда лучше выполнять требования закона, а не думать, как потом выбраться из неловкой ситуации задним числом.

— То есть ЦИК будет строго за этим следить?

— С нашей стороны будут осуществляться жесткие меры контроля на всех этапах избирательной кампании. С данной целью нами была разработана и внедрена подсистема "Финансовый контроль", позволяющая ЦИК России, как главного распорядителя бюджетных средств, иметь полную информацию и контролировать эффективность и рациональность расходов.

Кроме того, избирательное законодательство устанавливает финансовую отчетность избирательных комиссий о расходовании бюджетных средств на организацию выборов.

— Фиксировались ли вами ранее какие-то серьезные злоупотребления в этом плане раньше?

— Выборочные проверки расходования бюджетных средств в избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации, проводимые нами, по итогам прошедших федеральных кампаний выявляют отдельные нарушения. Это и нецелевое использование средств федерального бюджета. По итогам поверок более 1,5 мнл рублей были возвращены в федеральный бюджет региональными избирательными комиссиями 21-го субъекта Российской Федерации. В одном из субъектов было зафиксировано приобретение на сумму более 20 млн рублей технологического оборудования уже после дня голосования. Разбираемся.

— Центризбирком занимается контролем за формированием и расходованием средств избирательных фондов политических партий…

— Да, конечно. И в этой связи я обращаю внимание на значительное увеличение предельных размеров расходования средств избирательных фондов (почти в 1,8 раза), как политических партий, так и их региональных отделений. На предстоящих парламентских выборах каждая политическая партия сможет израсходовать 700 млн рублей (на предыдущих выборах — 400 млн рублей). Для региональных отделений предельный размер расходования средств установлен в зависимости от численности избирателей и колеблется от 15 млн рублей в регионе, где зарегистрировано не более 100 тысяч избирателей, до 55 млн рублей, там, где более 2 млн избирателей.

Таким образом, общая сумма всех разрешенных законодательством расходов избирательных фондов политической партии с учетом ее региональных отделений составит около 3,4 млрд рублей (и превышает предел 2007 года в 1,8 раза).

— В плане финансирования партиями своих избирательных кампаний уже фиксируются какие-то нарушения?

— Анализ любой избирательной кампании выявляет нарушения финансирования выборов. При этом основные нарушения связаны с перечислением в избирательные фонды пожертвований гражданами или юридическими лицами, которым законом запрещено осуществлять такие пожертвования. Также можно говорить о превышении установленных законом предельных размеров пожертвования. Для примера: на выборах депутатов Государственной думы пятого созыва из избирательных фондов четырнадцати политических партий и их региональных отделений возвращено и перечислено в доход бюджета неправомерных пожертвований на сумму 110,4 млн рублей, что составляет около 2,7 процента от общей суммы поступлений.

— Может ли выявленное уже после голосования нарушение процедуры финансирования как-то повлиять на результаты выборов?

— Нарушения участниками избирательного процесса порядка финансирования могут повлиять на итоги выборов вплоть до отмены их результатов. Основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах выборов могут быть, в частности, такие обстоятельства, когда избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенное к распределению депутатских мандатов, израсходовало на проведение своей избирательной кампании средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда. Так что собирать и тратить каждую копейку надо строго по закону.

 

Автор Александр Петров
Александр Петров — журналист, бывший обозреватель политического раздела Правды.Ру *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить