Политические "малыши" получили свой шанс

Небольшие партии получили шанс больше не прозябать на обочине политической жизни страны. Народные избранники в пятницу приняли президентский законопроект о допуске в парламент партий, не преодолевших избирательный барьер на выборах. Речь идет о партиях, получивших на выборах депутатов Госдумы менее 7, но не менее 5 процентов голосов избирателей.

С инициативой гарантировать малым партиям представительство в Госдуме выступил в ноябре прошлого года президент России. Как гласит законопроект, теперь еще до того, как мандаты будут распределены между партиями, преодолевшими на федеральных парламентских выборах 7-процентный проходной барьер, «определенное количество депутатских мандатов передается федеральным спискам кандидатов, получившим на выборах депутатов Госдумы менее 7, но не менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании». Иными словами, если партия набрала от 5 до 6 процентов, то она получит один мандат, а если от 6 до 7 - то два. 

С первого взгляда, конечно, может показаться, что 1-2 мандата в Госдуме, состоящей из 450 народных избранников, ничего не решают. Однако, если разобраться, это вовсе не так. Во-первых, попавшие в Госдуму небольшие партии теперь получают все права парламентских. К примеру, они имеют право участвовать в формировании избиркомов, освобождаются от необходимости собирать подписи избирателей для участия в региональных и федеральных выборах и т.д. И, во-вторых, в период между парламентскими выборами они не могут быть расформированы по причине малочисленности или, например, недостаточности региональных отделений.

Что этот законопроект реально дает малым партиям? Как может измениться в будущем состав Государственной Думы? И не является ли этот законопроект простым реверансом в адрес небольших партий, «пролетевших» мимо Охотного ряда на минувших парламентских выборах? На эти и другие вопросы в интервью «Правде.Ру» ответил заместитель генерального директора НИИ социальных систем МГУ им. М.В.Ломоносова, политолог Дмитрий Бадовский. 

- Этот законопроект нужно рассматривать вместе с тем комплексным пакетом политических реформ и преобразований в политической системе, которые были выдвинуты президентом Дмитрием Медведевым в его Послании Федеральному Собранию. А это был целый набор мер, призванный обеспечить большую эффективность политического участия для граждан, одновременно дать какие-то дополнительные гарантии для малых партий и дополнительные возможности. Это один из важных элементов всего пакета предложений Медведева наравне со снижением численности партий, с отменой залогов и т.д. 

Что это дает? С одной стороны, гарантии дополнительного представительства для тех граждан, которые голосуют за малые партии, т.е. теперь  они не окажутся без своих депутатов. Конечно, представителей партий,  не преодолевших 7-процентный барьер, будет один - двое, они не смогут сформировать какую-то большую фракцию. Но так как эти люди по статусу приравниваются к руководителям фракций, они получат иметь возможность влиять на повестку дня достаточно существенно.

Им, как и руководителям больших фракций, гарантирются выступления на заседаниях, например, на правительственном часе. Скорее всего, они будут входить в Совет Госдумы или, по крайней мере, как-то участвовать в его работе. Они смогут претендовать на достаточно серьезные роли в думских комитетах. 

Плюс надо учитывать то, что в статусе, приравненном к руководителям парламентских фракций, они получают право встречаться и с руководством страны – президентом,  премьером. Так что с точки зрения политического влияния, представители малых партий обеспечиваются достаточно действенными рычагами. 

С другой стороны, понятно: раз принимается такой закон и вводятся достаточно серьезные гарантии для представителей малых партий, – это лишнее доказательство того, что последующее снижение 5-процентного барьера не планируется.

Сегодня мы видим, что наша партийная система сокращается и концентрируется – с момента выборов в Госдуму 2007 года уже почти в два раза уменьшилось число зарегистрированных партий. Это нормальная, в принципе, тенденция, и я думаю, что тот уровень, к которому мы пришли (7-8 партий) будет сохранен надолго. 

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+...

Комментарии
Встреча Путина и Трампа: что будет с Украиной
Новые подтверждения: США готовились поставить в Крыму флот НАТО
МОК объявил о готовности принять Россию обратно
Новые подтверждения: США готовились поставить в Крыму флот НАТО
Новые подтверждения: США готовились поставить в Крыму флот НАТО
В России готовы раскрыть сотни "незарегистрированных агентов" США
В России готовы раскрыть сотни "незарегистрированных агентов" США
США создадут военные базы для контроля Антарктиды
Официально: объявлено о начале торговой войны Европы и США
Разорим и запретим: Москва готовит суперсанкции против Украины
Как война пограничников влияет на отдых на Азовском море
Как война пограничников влияет на отдых на Азовском море
МОК объявил о готовности принять Россию обратно
США создадут военные базы для контроля Антарктиды
В России готовы раскрыть сотни "незарегистрированных агентов" США
ФСБ начала обыски: утекли данные о новых ракетах Путина
Трамп рассказал, когда станет "злейшим врагом" Путина
МОК объявил о готовности принять Россию обратно
Разорим и запретим: Москва готовит суперсанкции против Украины
В России готовы раскрыть сотни "незарегистрированных агентов" США
Разорим и запретим: Москва готовит суперсанкции против Украины

О новом мировом порядке пока не говорят. Но о том, что новой Европе нужна новая система безопасности, речь идет уже давно. Теперь она начинает складываться. Насколько все-таки реальна и безопасна эта система? А точнее, сразу две системы? Об этом "Правде.Ру" рассказал директор международных проектов Института национальной стратегии Юрий Солозобов.

Новый мировой порядок Европы - вызов России