Ливийские раскольники посрамлены

Государственная Дума приняла специальное заявление в связи с ситуацией в Ливии, в равной степени отразив в нем позицию президента Дмитрия Медведева и оценку главы российского правительства Владимира Путина. В итоге заявление получилось максимально сбалансированным. Впрочем, нашлись и те, кто назвал текст резолюции "слишком мягким".

Как известно, Дмитрий Медведев, выступая в понедельник со специальным заявлением "в связи с ситуацией в Ливии" четко определил позицию России в отношении режима Муамара Каддафи и действий этого режима: "Все, что происходит в Ливии, связано с абсолютно безобразным поведением, которое осуществлялось руководством Ливии, и теми преступлениями, которые были совершены против собственного народа".

При этом президент отметил, что он исходит из того, что принятие любых резолюций Советом Безопасности ООН должно быть направлено на укрепление мира, на прекращение гражданской междоусобицы, на недопущение эскалации конфликта и недопущение гибели гражданского населения". Вместе с тем Медведев подчеркнул, что уже есть сведения, пока неподтвержденные, "что в результате этих действий пострадали гражданские объекты и… погибли невинные люди".

В тот же день российский премьер, правда, чуть ранее президента, комментируя ливийскую операцию сил коалиции, раскритиковал резолюцию СБ ООН, допустившую иностранное вторжение в суверенное государство. "Она разрешает все и напоминает средневековый призыв к крестовому походу, — сказал Путин. — Фактически она позволяет вторжение в суверенную страну".

И хотя Путин особо подчеркнул (видимо, для непонятливых), что правительство не занимается внешней политикой и это его личное мнение, некоторые СМИ умудрились разглядеть здесь противоречия и даже раскол в тандеме.

Большинству наблюдателей было и так понятно, что никакого раскола нет и что позиция Москвы по резолюции СБ ООН носила исключительно консенсусный характер, премьеру пришлось опровергать все домыслы и слухи на этот счет.

Также читайте: Раскол в тандеме оказался мнимым

Фото: AP

Комментируя позицию Москвы по поводу событий в Ливии, Владимир Путин, в частности, отметил, что раздвоения здесь быть не может. "Что касается единства или неединства взглядов российского руководства на события в Ливии, у нас президент РФ руководит внешней политикой, и там не может быть раздвоения", — сказал Путин. "Если вас интересует, отличаются ли наши подходы с господином Медведевым по этим событиям, уверяю вас: мы очень близкие люди, и мы понимаем друг друга. Президент должен формулировать позицию страны в соответствующих выражениях", — заключил глава правительства и лидер "Единой России" во вторник.

В результате итоговое заявление парламентариев по ситуации в Ливии получилось максимально сбалансированным. Госдума в равной мере осудила и действия официальных властей Ливии, и то, чем сейчас занимается антиливийская коалиция, прикрываясь резолюцией СБ ООН. Парламентарии, в частности, признали, что решение России воздержаться при голосовании в СБ ООН было адекватным ситуации выбором, не только сохраняющим консолидацию международного сообщества в неприятии военных репрессий против гражданского населения Ливии, но и не ослабляющим соответствующие сигналы в адрес руководства этого государства в интересах защиты его граждан. Вместе с тем депутаты отметили, что в резолюции 1973 СБ ООН "не дается четких пределов применения военной силы" и что "реализация этой резолюции выявила стремление ряда государств использовать ее в качестве предлога для достижения иных целей".

По словам главы международного комитета ГД Константина Косачева, в отличие от ряда африканских и ближневосточных стран, где также прошли народные волнения, "режим Каддафи не только не согласился услышать призыв своего народа и уйти в отставку, отказался от диалога, но и сделал ставку на использование армии против собственного населения". Такая позиция руководства Ливии не может быть поддержана, заявил Косачев.

"Но мы возражаем и против методов антиливийской коалиции по "наведению порядка" в этой стране",- сказал глава думского комитета. По словам Косачева, есть ощущение, что страны коалиции готовы воспользоваться резолюцией для иных целей, а именно — "оказания поддержке оппозиции, а это значит вмешательство во внутренние дела этого государства". Он напомнил, что резолюцию Совбеза ООН, хотя и имеет изъяны и пробелы, но четко оговаривает установление бесполетной зоны над Ливией, чего, по сути не происходит, поскольку бомбардировке подвергаются объекты иного назначения.

Оппозиционные фракции, тем не менее, раскритиковали слишком мягкую, по их мнению, позицию Госдумы по ситуации в Ливии. Они считают, что позиция палаты должна быть более жесткой, потому что "ливийский сценарий" ни много ни мало может быть использован в будущем для дестабилизации ситуации в России. К примеру, первый заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам Леонид Калашников (КПРФ) считает, что события в Ливии — это нарушение всех международных правил и фактическое установление "права сильного" в международной политике, чему Россия фактически потакает, отказавшись от ветирования резолюции Совета Безопасности ООН. "Те события, которые происходят в Ливии, это утверждающееся в международной политике право сильного", — цитирует Калашникова РИА Новости. Он считает, что те выступления оппозиции — ничто иное как вооруженный мятеж.

 

 

В свою очередь лидер ЛДПР Владимир Жириновский считает, что интервенция в Ливию — это "репетиция, на очереди Сирия, Саудовская Аравия, и главная цель — Иран". При этом политик считает, что Иран тоже цель промежуточная. "Далее им нужно ворваться в Центральную Азию, на Северный Кавказ, чтобы дымился весь юг России, а в 2030 году раздолбать Китай через пятую колонну в лице миллионов мусульман западного Китая", — сказал Жириновский.

И хотя все предложенные оппозицией ужесточающие поправки были отклонены, тем не менее, итоговое думское заявление получилось вполне уравновешенным, отражающим разные аспекты ливийской проблемы. При этом в очередной раз не оправдались чаяния любителей поисков раскола в тандеме.

Самое интересное в рубрике "Политика"

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *