Выборы в России станут лучшими в мире - почему это действительно так

Выборы в России: грядут радикальные перемены

Депутаты Госдумы на пленарном заседании в пятницу приняли во втором чтении пакет поправок в избирательное законодательство. В частности, отменяются открепительные удостоверения и закрепляется возможность голосования не по месту регистрации. Но это далеко не все новации, которые значительно упрощают как проведение избирательной кампании, так и голосование.

На рассмотрение Госдумы поправки были внесены в марте этого года главой комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас и его коллегой по верхней палате российского парламента Анатолием Широковым. Авторы этих инициатив уточняли, что они были разработаны совместно с Центризбиркомом. Депутаты Госдумы одобрили поправки в первом чтении 12 апреля. Ко второму чтению в законопроекты были внесены поправки.

Разделять их по степени важно было бы, разумеется, неправильно. Просто часть поправок касается рядовых избирателей, а часть — кандидатов и наблюдателей на выборах. И для тех, и для других процесс выборов станет куда проще.

Ранее "Правда.Ру" приводила мнение председателя правления Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Константина Костина, который отмечал, что на вовлеченность избирателей в голосование большое влияние оказывает современный темп и образ жизни. Эксперт отмечал, что во многих государствах власти идут по пути упрощения выборных процедур — просто потому, чтобы избирателям было удобнее. Например, примерно треть избирателей на выборах президента США голосуют по почте, есть государства, где используется голосование в Интернете. Константин Костин подчеркивал, что предложение отменить открепительные удостоверения, заменив их процедурой голосования по месту пребывания, — инициатива из этого ряда.

"В том же ряду и идея по "разукрупнению" участков. У нас и так были участки, где голосовали несколько сотен избирателей. Но теперь предложенная мера позволяет увеличить количество специалистов, которые организуют процесс голосования. Это более четкая локализация: несколько домов, если мы говорим о крупных городах, и улица — в сельских поселениях", — отмечал глава ФоРГО.

Итак, относительно отмены открепительных удостоверений — что предлагается сделать. Согласно предложенным поправкам, гражданин может быть включен в список избирателей, заблаговременно подав заявление по месту пребывания в порядке, установленном ЦИК. Подать заявление можно будет в территориальной избирательной комиссии (ТИК) не ранее чем за 45 дней до выборов и не позднее чем за 5 дней, а также в участковой избирательной комиссии (УИК) не ранее чем за 10 дней до выборов и не позднее чем за 5 дней. Кроме того, сделать это можно будет через портал "Госуслуги" или в многофункциональных центрах (МФЦ). Подать заявление можно будет только один раз, последующие будут блокироваться — это сделано во избежание попыток мошенничества. В случае, если избиратель подал заявление, а голосовать пришел все же на свой "постоянный" участок, то решение о допуске будет принимать избирательная комиссия.

Стоит заметить, что эту норму предполагается распространить на президентские выборы в марте 2018 года и на региональные выборы в этом году. В ЦИК полагают, что подобная практика позволит отказаться от досрочного голосования. Но на выборы в Госдуму она пока распространена не будет.

Как уже было сказано, значительно проще станет ведение избирательной кампании. Например, упрощается требование к подписным листам, скурпулезная проверка которых избирательными комиссиями ранее часто становилась причиной жалоб потенциальных кандидатов. На президентских выборах парламентские партии вообще от этой процедуры избавлены, непарламентские должны будут собрать 100 тысяч подписей, кандидаты-самовыдвиженцы — 300 тысяч.

При этом в подписных листах адрес места жительства избирателя может не содержать каких-либо реквизитов в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию. Ранее избиркомы нередко браковали подписи граждан, которые, например, не указали район проживания, хотя основные элементы адреса были написаны правильно.

Что касается разукрупнения избирательных участков, то в первом чтении предполагалось, что речь будет идти о сокращении численности избирателей на каждом с 3 тысяч до 1,5 тысяч. Однако ко второму чтению была внесена поправка, что делать это можно будет только по согласованию с региональными избиркомами и ЦИК. Решения об изменении границ избирательных участков должны приниматься не позднее чем за 70 дней до дня выборов.

Поправки также закрепляют возможность организации видеонаблюдения на избирательных участках с трансляцией в интернете. Глава ЦИК Элла Памфилова ранее заявляла, что оснастить видеокамерами на президентских выборах получится 85% всех избирательных участков страны.

Значительно проще станет работа наблюдателей на выборах. В частности, не будет привязки к одному избирательному участку, наблюдать за голосованием можно будет там, где удобнее. Кроме того, не будет обязанности заранее согласовывать списки наблюдателей.

Кроме того, ужесточается административная ответственность за нарушения на выборах. Например, за неоднократное голосование одного и того же лица, а также за организацию такого голосования устанавливается штраф в 30 тысяч рублей.

Также законопроектом увеличиваются размеры штрафа за выдачу бюллетеня в целях предоставления возможности проголосовать вместо избирателя или проголосовать более одного раза с 3,5 тысяч до 30 тысяч рублей. Такие же санкции положены за выдачу гражданину заполненного бюллетеня, а также за его получение. Штраф за неоднократное подобное административное правонарушение составит 50 тысяч рублей.

По мнению директора Фонда исследования проблем демократии Максима Григорьева, данные поправки стали следствием претензий со стороны участников избирательных кампаний и наблюдателей на выборах.

"У нас были примеры, когда наблюдатели удалялись с избирательных участков, и было непонятно, за что именно удаляют. Сейчас такого рода вопрос исчезает", — сказал эксперт "Правде.Ру".

"Аналогичная ситуация и с открепительными удостоверениями. Поскольку я занимался в Общественной палате и продолжаю заниматься темой наблюдений за выборами, то помню, что вопрос, связанный с открепительными, вызывал всегда большую озабоченность различных наблюдателей: причем и большое количество открепительных вызывало вопросы, и небольшое. Отдельно анализировалось по каждому региону количество открепительных удостоверений. Сейчас этой проблемы и потенциальной возможности для нарушений просто не станет", — отметил политолог.

По его мнению, постепенно российское избирательное законодательство становится одним из лучших не только в Европе, но и в мире. "Например, в Великобритании я присутствовал на референдуме, на котором решался вопрос о присутствии этой страны в Евросоюзе. Там, например, никакие наблюдатели вообще не могут присутствовать на избирательных участках. Либо обратная ситуация, когда в Соединенных Штатах, например, к личным данным избирателей имеют доступ политические партии. И поэтому здесь также возможны фальсификации. Много вопросов вызывает в западных странах западная процедура подсчета голосов, которая также не является прозрачной, не содержит гарантии отсутствия фальсификаций. Как мы знаем, на последних выборах в США господин Трамп прямо сказал, что в двух штатах имели место масштабные фальсификации на выборах в пользу Хиллари Клинтон", — сказал Максим Григорьев. И добавил, что изменения в российском законодательстве можно только приветствовать.

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *