Экзамен для гастарбайтера. Снизится ли поток?

В среду депутаты Госдумы приняли в первом чтении закон о введении обязательного экзамена по русскому языку, истории и основам законодательства России для трудовых мигрантов. Это стало ещё одной попыткой урегулировать вопросы правового и социального положения гастарбайтеров. И, как представляется, попыткой не совсем успешной.

Законопроект, вносящий изменения в статью 256 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", стал логичным продолжением указа президента РФ Владимира Путина "Об обеспечении межнационального согласия" от 7 мая 2012 года, предусматривающего введение обязательного экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации для трудящихся-мигрантов, за исключением высококвалифицированных специалистов.

Как отмечается в пояснительной записке, основную массу трудовых мигрантов составляет молодежь из стран постсоветского пространства, которая очень плохо знает русский язык либо не знает его вовсе. В то же самое время, подчёркивается в документе, мировой и российский опыт свидетельствует о том, что наличие в обществе значительного количества иностранцев, которые не имеют возможности полноценно адаптироваться к культурным и социальным условиям страны пребывания, что невозможно без знания языка, хотя бы на базовом уровне, основ истории и законодательства Российской Федерации провоцирует известную напряженность в обществе и создает потенциальную угрозу межнациональному согласию.

Начиная с января 2015 года каждый иностранец, обратившийся для получения рабочей визы, вида на жительство или же прибывший в Россию для осуществления трудовой деятельности в порядке, не требующем получения визы, при обращении за выдачей разрешения на работу будут обязаны предоставить сертификат о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации.

Сертификат этот будет выдаваться специальными образовательными учреждениями (причём как в России, так и за рубежом), срок его действия составит 5 лет, а сама процедура сдачи экзамена станет платной — до 5 тыс. рублей.

Таким образом, по мнению авторов законопроекта, удастся на только поспособствовать "развитию российского образовательного пространства" и "популяризации русского языка на пространстве СНГ", но и "оптимизировать процессы на российском рынке труда, освобождая дополнительные рабочие места для граждан Российской Федерации", "снизить опасность возникновения социальной напряженности в обществе", "способствовать эффективной адаптации мигрантов к социокультурным условиям российского общества, препятствуя возникновению анклавов и сегрегации" и "значительно уменьшить вовлечение трудовых мигрантов в коррупционные схемы".

Логика здесь прослеживается совсем простая. Поскольку предполагается, что экзамены могут сдать не все желающие, поток мигрантов в Россию снизится, а качественный состав гастарбайтеров повысится, что, в свою очередь, приведет в восторг граждан РФ, которые теперь смогут занять освободившиеся места на рынке труда, будут наблюдать опрятных и культурных гастарбайтеров, а заодно будет покончено с коррумпированными чиновниками и полицейскими, наживающихся на нелегалах. И если бы так оно и было, то общественность должна была бы немедленно потребовать введения этих поправок немедленно, не дожидаясь 2015 года. Но она почему-то не требует. Да и гладкими новые правила не выглядят даже на бумаге.

В заключении комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству имеются достаточно серьёзные замечания к предложенному законопроекту.

Во-первых, у депутатов вызывает недоумение несоразмерность предъявляемых требований к трудовым мигрантам и тем, кто рассчитывает на получение российского паспорта. Последним, в частности, необходимо подтвердить знание русского языка на минимально необходимом уровне (!), а требования по знанию основ законодательства Российской Федерации и истории России вообще отсутствуют. А если мигрант проходит по категории упрощенного получения гражданства, требование об обязательности владения им русским языком и вовсе отсутствует.

Сомневаются эксперты и в том, что на территории ряда сопредельных иностранных государств возможно — и на сегодняшний момент, и в ближайшем будущем — создание образовательных центров, имеющих возможность принимать экзамены и выдавать соответствующие сертификаты.

В общем, членам комитета целесообразность введения такого объёма экзаменационных требований для трудовых мигрантов представляется недостаточно обоснованной. Да и не только им. Представить, что решивший поехать на заработки в Россию житель среднеазиатского аула в кратчайшие сроки сможет не только выучить русский язык, но ещё ознакомиться с кратким курсом российской истории и законодательства, попросту невозможно. А значит, значительно расширяется поле для той самой коррупции, против которой и пытаются бороться авторы законопроекта. Иными словами, численность гастарбайтеров вряд ли уменьшится, а вот цена вопроса их переправки в Россию и получения необходимых документов возрастёт.

Да и самим мигрантам более близкое знакомство с русским языком и культурой не очень-то нужно. На сегодняшний день в ряде российских городов существуют специальные курсы для адаптации трудовых мигрантов в новых для них условиях, на которых гастарбайтеры изучают и русский язык, и русскую культуру.

По данным ФМС в России действует порядка 250 таких курсов, четверть из которых бесплатна для слушателей. Однако популярности в мигрантской среде они не получают. По словам представителей ФМС, бывают случаи, когда курсы русского языка закрываются в связи с отсутствием слушателей. Мигранты просто не хотят или не имеют возможности тратить время и силы на учёбу, утверждают в миграционной службе.

А ведь на организацию такого рода курсов, деятельность которых сопровождается активной рекламной кампанией, тратятся бюджетные деньги. Так, на стартовавший прошлым летом в Санкт-Петербурге социокультурный проект по изучению мигрантами русского языка и истории города было выделено 320 тысяч рублей, по итогам которого предполагалось обучить 40 человек. То есть обучение одного мигранта выливалось в 8 тысяч рублей. Однако, как сообщалось, устроителям не удалось даже набрать необходимое количество учащихся.

Безусловно, что с принятием законопроекта, необходимость в трате бюджетных денег на столь сомнительные и однозначно малоэффективные проекты отпадёт, поскольку предполагается, что приезжающий в Россию гастарбайтер уже подготовлен для интеграции в российское общество. Но, как было сказано выше, есть большие сомнения в том, что правительства стран СНГ почешутся, чтобы содействовать организации образовательных центров, где бы желающие выехать на работу в Россию смогли получить необходимый минимум знаний и сдать экзамен для получения сертификата. Есть опасения и по поводу того, что сотрудники этих центров будут не слишком ответственно подходить к вопросу обучения и приёма экзаменов, что превратит инициативу в кормушку для чиновников и многочисленных посредников.

Словом, при всей внешней привлекательности законопроекта, вопросов возникает больше, чем ответов на них.

Конечно, каждому из нас было бы приятно, когда дворник или продавец в магазине хорошо понимает русскую речь, и ему не приходится объяснять знаками свою просьбу. Но даже эта проблема не кажется такой уж принципиальной, когда куда больше вопросов возникает по регулированию миграционных процессов, включающих в себя определение реальных, а не фиктивных квот, по правовому и социальному сопровождению мигрантов, контроля за их нахождением на территории Российской Федерации, что исключало или минимизировало бы криминальную составляющую с их стороны. Вопросов, адекватных ответов на которые государство пока не предоставило.

Автор Игорь Кулагин
Игорь Кулагин — бывший обозреватель Правды.Ру *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить