Губернаторская вертикаль. Итоги

2010 год стал переломным для глав субъектов Российской Федерации. Отставка мэра Москвы Юрия Лужкова показала, что "неприкасаемых" у нас в стране нет, а выстраиваемая долгие годы вертикаль власти наконец-то обретает свои законченные очертания.

Выбирать или назначать?

13 сентября 2004 года Владимир Путин объявил о реформе системы региональной исполнительной власти, согласно которой главы регионов не избирались на прямых выборах, а назначались парламентами по представлению президента. За прошедшие годы эта тема стала одной из основных в риторике оппозиционных политиков. Не раз были вынуждено обращаться к ней и первые лица государства. 2010 год не стал исключением.

С момента отмены прямых выборов губернаторов прошло более пяти лет. Все это время не утихают споры о том, насколько эффективна действующая ныне система назначения глав регионов, а требование вернуть прямые выборы губернаторов взяла на вооружение оппозиция - прежде всего несистемная. Впрочем, региональный электорат не сильно расстраивался по этому поводу. Если ещё вокруг вопроса о целесообразности назначаемости мэров ломались копья, то ситуация с губернаторами по большому счёту всех устраивала.

"Та система наделения полномочиями губернаторов, которая сложилась, на мой взгляд, она для текущей ситуации в нашей стране абсолютно оправданна, - считает президент страны Дмитрий Медведев. - Почему? Потому что наша страна очень сложная. Потому что она федеративная, причём это национальная Федерация. И мы действительно, давайте честно скажем друг другу, мы чуть не развалились на части, это абсолютная правда. И в том числе из-за эгоизма региональных властей", - пояснил он в ходе беседы в прямом эфире с руководителями российских телеканалов. "Я уже  как-то рассуждал на эту тему, сгоряча сказал: лет через сто - может, не через сто, но во всяком случае в текущей исторической перспективе, на мой  взгляд, необходимо сохранить единство в управлении государством, когда все находятся в единой исполнительной вертикали: Президент, Правительство,  руководители территорий", - подчеркнул президент.

Фото: AP

Вместе с тем, нельзя сказать, что дискуссия по вопросу реформирования системы региональной власти прекращена или остановилась в своём развитии. Как пояснял в разговоре в корреспондентом "Правды.Ру" сопредседатель Совета по национальной стратегии Иосиф Дискин, "она за это время претерпевала изменения в сторону уже учета реальной практики". В частности, это касается предоставления возможности партиям, победившим на выборах в законодательные собрания, представлять своих кандидатов на пост глав субъектов Российской Федерации, что, во-первых, является дополнительным стимулом для активизации деятельности политических партий, во-вторых, налагает на партию, предложившего того или иного кандидата, определённую ответственность.

Отставки и назначения

В 2010 году состав губернаторского корпуса серьёзно обновился. Планово истекали сроки полномочий у трёх десятков глав регионов, и далеко не все из них смогли сохранить свои кресла. Кроме того, были отправлены в отставку либо не попали в список кандидатов на следующий срок очень многие из т.н. губернаторов-долгожителей, незыблемость положения которых не вызывала, казалось, никаких сомнений.

За два месяца до истечения срока полномочий, 22 января 2010 взял самоотвод глава Татарстана 73-летний Минтимер Шаймиев. Он лично обратился к президенту России с просьбой не рассматривать его кандидатуру, пояснив, что считает необходимым дать возможность проявить себя молодому поколению политиков. В июле досрочно подал в отставку ещё один мастодонт - руководивший Башкирией с 1993 года Муртаза Рахимов. Впрочем, их уход был прогнозируем. Во-первых, сказался преклонный возраст республиканских "бабаев". Во-вторых, федеральный центр достаточно окреп, чтобы повлиять на региональные/национальные элиты, на которые опирались главы республик, используя в качестве средства для шантажа Москвы возможность роста сепаратистских настроений.

Отказался выставлять свою кандидатуру на пост главы Калмыкии Кирсан Илюмжинов, также управлявший республикой с 1993 года. Но его уход был обставлен куда как тише. Достаточно много сделавший для Калмыкии в первые годы своего правления, Илюмжинов, возможно, в некоторой степени потерял интерес к политике. По крайней мере, его больше привлекала борьбазапостпрезидента ФИДЕ, чем президента республики.

Не самая приятная история вышла и калининградским губернатором Георгием Боосом, который под конец истечения срока своих полномочий так и не нашёл общего языка с местными элитами. "К сожалению, уровень поддержки нашего друга и коллеги Г.Бооса был, хоть и весьма весом, но все же недостаточен для продолжения работы (на посту губернатора Калининградской области)", - констатировал В.Володин. А уже его преемник, Николай Цуканов, в ноябре 2010 года обнародовал сведения о том, что правительство Г.Бооса за пять лет увеличило долговые обязательства области в 10 раз (до 10,9 миллиардов рублей).

Также по теме: Три критерия успешного губернатора

Фото: AP

Но самым громким событием года стала отставка мэра Москвы Юрия Лужкова, которому президент страны отказал в доверии. Несмотря на то, что слухи о таком развитии событий ходили давно, были определённые сомнения в том, что репрессивные меры коснутся одного из самых влиятельных политиков в стране, одного из прародителей "Единой России". Похоже, что и для самого Лужкова известие об отставке стало полной неожиданностью. Эксперты не исключали, что Лужков может оказать сопротивление, в том числе прибегнуть к шантажу - угрозе возглавить оппозиционное движение. Но действительность оказалась куда как печальней. Юрий Михайлович впал в откровенную истерику, сделав ряд скандальных заявлений, которые перевели его в разряд маргинального фрондёра. В итоге, о нём не только забыли СМИ, но отвернулись многие из тех, кто даже открыто выражал ему поддержку.

Вообще же, по итогам года, из 37 регионов, где произошло обновление глав правительств, в 19 случаях в губернаторские кресла сели новые люди. Из "долгожителей" кредит доверия получили губернатор Кемеровской области Аман Тулеев, рекомендованный президентом и утверждённый на четвёртый срок подряд, президент Мордовии Николай Меркушин, возглавляющий республику с 1995 года, глава Липецкой области Олег Королёв (с 1998 года), губернатор Пензенской области Василий Бочкарев (с 1998) и глава Тамбовской области Олег Бетин (с 1995 года).

В целом же, что касается губернаторов, чей приход к власти пришёлся ещё на ельцинский период, то их, помимо вышеупомянутых, осталось совсем немного. Это президент Удмуртии Александр Волков (с 1995 года), губернатор Забайкальского края Равиль Гениатулин (с 1996 года), глава Белгородской области Евгений Савченко (с 1993 года), Владимирской области - Николай Виноградов (с 1997 года), Вологодской Вячеслав Позгалёв (с 1996 года), Курганской области - Олег Богомолов (с 1996 года), Ленинградской Валерий Сердюков (с 1998 года), Омской области - Леонид Полежаев (с 1990 года), Томской области - Виктор Кресс (с 1991 года). У шестерых из них в 2012 году заканчиваются сроки полномочий и, исходя из общей тенденции, не факт, что всем им поступит предложение о пролонгации полномочий.

Фото: AP

Более того, в зоне особого риска находится глава Омской области Леонид Полежаев, в очередной раз внёсший сумятицу в ряды единороссов, выступив с резкой критикой мэра областного центра. В преддверии парламентских выборов "партии власти" подобного рода скандалы совершенно не нужны, а учитывая ещё не питающее особой любви к своему губернатору общественное мнение и возраст руководителя области, вполне можно ожидать досрочного выхода Л. Полежаева на пенсию.

Ещё один кандидат "на вылет" - глава Архангельской области Илья Михальчук. И ранее не обладающий особой харизмой политик, в последние месяцы стал объектом критики со стороны как политиков федерального масштаба, так и местной политической элиты и СМИ.

Не самое лучшее положение ещё у ряда глав регионов, деятельность которых также вызывает нарекания. Это касается губернатора Санк-Петербурга Валентины Матвиенко и губернатора Владимирской области Николая Виноградова, у которого не сложились отношения с региональным парламентом. Несколько пошатнулись позиции главы тверской области Дмитрия Зеленина после его неудачной шутки с червяком в кремлёвской тарелке.

Подводя итоги года, президент страны Дмитрий Медведев ещё раз озвучил свою позицию относительно сменяемости глав регионов. По его словам, у губернатора, во-первых, "есть два, максимум три срока  для того, чтобы доказать свою кредитоспособность",во-вторых, "людидолжны понимать, что нельзя работать бесконечно", и "нужно в определённый период принимать решение о том, чтобы пойти отдохнуть и дать дорогу". Президент также подчеркнул, что "при принятии решения о пролонгации полномочий или  о прекращении полномочий (я, кстати, говорил об этом и ещё раз хотел бы сказать), если утрачу к кому-то ещё доверие, придётся уволить, абсолютно точно, никаких сомнений быть не  должно". "Так вот,  если губернатор не общается  с людьми, это сказывается на его рейтинге. И это тоже должно приниматься во внимание. Если губернатор имеет  низкую популярность, если имеет так называемый антирейтинг, он не должен переназначаться", - сказал глава государства.

Губернаторы и президенты

Ещё одно изменение коснулось с одной стороны формальной процедуры - наименования должностей глав регионов. В конце декабря Дмитрий Медведев подписал закон, который запрещает называть глав субъектов РФ президентами, при этом регионы смогут сами выбирать название для руководителя в соответствии со своими историческими традициями. "Вариантами возможных наименований могут быть, например, "глава", "руководитель", "председатель правительства" и иные наименования", - говорится в пояснительной записке к законопроекту. Теперь, до 1 января 2015 года регионы должны будут привести свои конституции или уставы в соответствие с принятым законом.

По большому счёту, президентов в российских республиках не так уж и много - около полутора десятков. Обсуждая эту тему, противники переименования недоумевали, какие выгоды принесет России изменение названий высших должностных лиц национальных республик? Однако именно главы этих самых республик и выступили с данной инициативой.

Этот вопрос не раз поднимался на высшем уровне. В частности, Дмитрий Медведев как-то отмечал, что "какой-то рекомендательный набор названий" для законодательных органов и высших должностных лиц субъектов РФ "теоретически можно представить". Но при этом глава государства подчёркивал, что этот вопрос "не нужно решать наверху, а нужно продискутировать с участием самих территорий, самих субъектов РФ".

В августе 2010 года с заявлением о том, что "в едином государстве должен быть только один президент", выступил президент Чечни Рамзан Кадыров. его поддержали руководители соседних республик. Президент Кабардино-Балкарии Арсен Каноков заявил, что слова "президент" и "Государственная дума" у большинства российских граждан ассоциируются с федеральными органами власти, в связи с чем и предложил "определить правила установления в субъектах РФ наименований законодательных органов и высших должностных лиц". Кадыров обратился с соответствующей просьбой в парламент Чечни, который принял соответствующие поправки, а затем соответствующий законопроект поступил в Государственную думу, переведя дискуссию в практическое русло.

Итоги

Преобразования в системе региональной исполнительной власти постепенно дают свои плоды. Необходимо отметить и тенденцию к открытости региональных и местных властей, которая выражается в том числе и появлении у многих губернаторов блогов в социальных сетях. О том, что чиновникам федерального масштаба необходимо уметь пользоваться Интернетом и самостоятельно следить за мнениями граждан о тех или иных нововведениях, весной этого года сказал Дмитрий Медведев. "Нужно самостоятельно всем этим (Интернетом) пользоваться, кто умеет - тот современный менеджер, а кто не умеет - тот, извините, не вполне готов", - заявил глава государства.

К Медведеву прислушались. Хотя и не обошлось без накладок. Шутливая (?) запись в блоге губернатора Тверской области Дмитрия Зеленина о червяке, которого он обнаружил в своей тарелке на приёме в Кремле, едва не вызвала международный скандал. А излишнюю склонность главы Кировской области Никиты Белых к интернет-переписке заметил даже сам Медведев, сделав ему замечание - тоже через Twitter.

Но в целом идея действительно оказалась полезной. Как рассказал совсем недавно губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт, микроблог в Twitter, который он завел летом 2010 года, помогает ему быстрее решать проблемы людей. По словам губернатора, ему полезно видеть реакцию людей на совершаемые в крае действия чиновников, поэтому общение в интернет-блогах руководитель края считает интересным и полезным.

Автор Лев Правдин
*
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *