Несладкая свобода выбора

Народ в России не готов к свободе. Права была матушка-государыня Екатерина Великая, полемизируя с масоном-энциклопедистом Дидро по поводу привития своим подданным плодов просвещенной Европы. Тогда была права и третий век к ряду правой остается. В чем лишний раз убеждаешься, наблюдая за небывалой со времен Ельцина заварухой в творческих кругах.

Наблюдаем не только мы. Наблюдают и за нами с нескрываемой долей ехидного злорадства по поводу ренессанса эпистолярного жанра. «Открытые письма имеют в России и Советском Союзе свою традицию. – просвещает 30 октября своих австрийских читателей Die Presse, - Так, в январе 1952 года "деятели культуры СССР" написали Сталину о "стае человекоподобных", которые злоупотребляют доверием своих пациентов.

Это положило начало антисемитским процессам – так называемому "делу врачей". В 1967 году в письме, адресованному Союзу писателей, Александр Солженицын потребовал ликвидации цензуры. Через два года он был исключен из СП, а в 1974 году – выслан из страны».

Жаль, что мимо авторского внимания коллеги Йенса Хартманна прошли другие письма, не из тьмы тоталитаризма, а из новейших демократических времен. Вспомнить, например, публикацию газеты «Известия» от 5 октября 1993 г. под заголовком "Писатели требуют от правительства решительных действий". Мир еще не отошел от шока прямой трансляции CNN, а убежденные демократические литераторы, ничуть не смущаясь хладнокровного танкового расстрела законно избранного парламента, требовали тотального запрета левых партий и движений, призывали закрыть все нелояльные Ельцину СМИ, впервые поставив на одну доску с красной «Правдой» далеко не розовую «Литературную газету», вечного фрондера советских времен.

И там же, в числе 42 деятелей литературы, этой совести нации, значились Мариэтта Чудакова и Александр Гельман. В 1993-м они были просто статисты, сегодня подросли до главных закоперщиков публичного освистывания своих коллег, которые всего-навсего имели свою точку зрения на судьбу России в самой ближайшей перспективе и не сочли нужным ее скрывать. Тут им и отвесили по полной.

Самое интересное, что письму, адресованному президенту Владимиру Путину и подписанному Никитой Михалковым и Зурабом Церетели, совместно с вице-президентом Российской академии художеств Салаховым и ректором Академии художеств им. Репина Чаркиным, было написано еще три месяца назад. Сегодня оно явно утратило свою актуальность на фоне происшедших за это время событий.

Трудно даже предположить, что должно произойти, чтобы после обещаний уйти ради блага законной преемственности власти в Российской Федерации, данных Европе, миру, своим согражданам, после того, как Путин возглавил избирательный список «Единой России» он бы вдруг остался. Но «Российская газета» зачем-то сочла нужным опубликовать это письмо только 16 октября.

Если что-то здесь и назвать проколом – так это скорее вписанная, видимо, по привычке, присказка «от имени и по поручению». Ну да, не было этого формального шоу с зачитыванием текста и поднимания правых рук, когда левая с фигой в кармане. Других претензий к тексту подобрать трудно. Да, люди, и заметим, не последние люди в нашем отечественном искусстве, не осанну спели главе государства, а высказали не случайное беспокойство за судьбы страны.

И фразы о том, сколько Путин сделал дня страны, не лизоблюдство, а признание всем очевидного факта. И не только Михалкову и Церетели, но и миллионам сограждан не хотелось бы, чтобы Россия снова из месяца в месяц унизительно испрашивала милостей Международного валютного фонда - где он теперь, господин Кондессю?

По большому счету, происходящий сейчас в кругах отцов культуры процесс охаивания искреннего и никоим образом не зазорного стремления сохранить хрупкую еще стабильность – рецидив западничества. Этим господам хочется той самой рафинированной свободы выбора, которая формировалась столетия, а нас понуждают проскочить дистанцию в спринтерском темпе. Михалкову же хочется, чтобы штаны не треснули в широком шаге, не больше. Хорошо, в эти дни вспомнинают не только «соловьиные трели», но и то, как 14 лет назад кинорежиссер осмелился в прямо эфире ТВ заступиться за арестованного Руцкого.

А финал из читательского отклика «Комсомолки» - не могу отказать себе в удовольствии привести полностью: «Господи, сколько у нас еще злобных, закомплексованных уродов. Они считают, что, плюнув в человека, который выше их по всем категориям, они сами становятся чем-то большим, чем никто. Все завидуете, все жаба душит, что вам такими не бывать».

Автор Петр Ермилин
Петр Ермилин — журналист, редактор "Правды.Ру"
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить