Березовский требует от россиян покаяния

Кто виноват, и в чем секрет, что горя нет и счастья нет,
Без поражений нет побед, и равен счет удач и бед?
И чья вина, что ты один, и жизнь одна и так длинна, и так скучна,
А ты все ждешь, что ты когда-нибудь умрешь...

Группа Воскресенье, песня: "Кто виноват"

Покаянные письма Ходорковского вызвали оживленную дискуссию в среде либералов. В полемику поучаствовали Владимир Рыжков (один из учредителей дискуссионного клуба "Демократическая инициатива"), Анатолий Чубайс, Егор Гайдар, Борис Березовский. У каждого из них свой вариант ответа на вопрос: кто вбил последний гвоздь в крышку гроба? Заранее оговорюсь, ваш покорный слуга не считает, что в декабре мы похоронили демократию. Это не так, невозможно хоронить то, чего нет, мы жили (и живем) при таком политическом режиме, который имитирует демократию, а не исповедует ее. А это, согласитесь, не одно и тоже.

Покайтесь, грешники

"Сегодня слова либерализм, демократия — являются почти ругательными не потому, что люди в России не хотят свободы, — просто эти слова в сознании большинства населения прочно связаны с шоком 1991-1993 гг. и крахом 1998 г., и у нас, сторонников либерально-демократического вектора развития страны, есть только две возможности: первая — сказать: "Мы (я говорю про себя и "старых либералов") все делали правильно" и уйти с политической сцены с гордо поднятой головой, унеся с собой идеалы свободы и демократии от непонимающего народа лет на 20, который почему-то еще хочет социальных гарантий, стабильности и зарплаты, или честно сказать: "Мы допустили много ошибок по глупости, из-за амбиций, из-за непонимания того, что происходит в стране во всей сложной совокупности ее социальных и региональных особенностей — это наши ошибки, а не неизбежный результат либерально-демократических реформ. Простите нас, если можете, позвольте искупить, мы знаем как, а если не можете — то уйти должны мы — люди, а не идеалы свободы и демократии". И тогда у новых либералов есть почти 4 года, чтобы многое начать заново", — пишет экс-глава ЮКОСа.

Демальтернативщик Рыжков каяться не предлагает , суть его предложений можно сформулировать одной фразой — Дайте лыжню. Либеральные лидеры, непосредственно ответственные за ошибки 90-х и поэтому в значительной мере утратившие доверие общества, должны признать свою ответственность и отойти на второй план. Без этого шага никакого обновления не получится. Необходимо выработать принципиально новую содержательную платформу демократических сил страны. Это должна быть своя, оригинальная стратегия движения России в будущее. Национально ориентированная, социально ответственная, современная, преодолевшая порочные черты 90-х гг., — считает Рыжков.

"Старый либерал" Чубайс ошибок не признает, и каяться не собирается. "Пусть Ходорковский кается в своих грехах, а мои оставит мне", — заявил Чубайс в интервью газете Financial Times. По его словам, приватизация действительно проходила с ошибками, однако другого способа создать частную собственность и избежать полного уничтожения российской экономики не было.

Чубайс признает, что реформаторы начала 1990-х годов создали "феномен олигархов, которые нанесли немало вреда". Вместе с тем олигархи восстановили советские предприятия, реорганизовали их работу и основали самые известные российские компании, заявил глава РАО "ЕЭС". Он утверждает, что именно эти компании, появившиеся в результате непопулярной у населения приватизации, обеспечили 38-процентный экономический рост в России за последние пять лет. "Экономика работает, и она работает по нашему плану", — заявил Чубайс. По его словам, народ не поддерживал болезненные реформы и тех, кто их проводил. "Чувство, что приватизация несправедлива, сидит очень глубоко", — отметил Анатолий Чубайс. Он также считает, что новый передел собственности будет катастрофой для России, пишет газета. "Каким-то образом она всегда оказывается в руках бюрократии, а не народа", — подчеркнул он.

С ним солидарен Егор Гайдар, в статье "Могильщикам либералов ( см. "Еженедельный журнал" за 19.04.2004 ) он пишет: Значительная часть написанного в ходе развернувшейся дискуссии посвящена тезису о том, что "во всем виноват Чубайс". Это утверждение давно приобрело черты народного анекдота. Лучше многих знаю о тех ошибках, которые совершил, о компромиссах, на которые вынужден был идти. Пытались взвешивать цену компромисса, альтернативных последствий принимаемых решений, писали об этом. Каяться в содеянном в сложившейся политической ситуации считаю занятием малоприличным. Часто обсуждение того, что и как надо было иначе делать в ходе российских реформ, напоминает монолог первой головы дракона из замечательной пьесы Евгения Шварца: "Зачем, зачем я ударил его второй левой лапой? Второй правой надо было".

И далее: Анатолию Чубайсу никогда не забудут неосторожную фразу о двух "Волгах", которые можно будет купить на один ваучер. Есть немало рабочих, занятых на крупных предприятиях, которые в рамках ваучерной приватизации получили имущество, стоящее сегодня больше, чем две "Волги". Иногда подходят, потихоньку благодарят. Громко сказать, как правило, не решаются. Тот факт, что приватизация государственного жилья в России была бесплатной, более либеральной, чем в Восточной Европе, где и сейчас еще во многих странах люди выплачивают государству долги за приватизированные в начале 90-х квартиры, что рыночная стоимость этого жилья у десятков миллионов людей выше, чем стоимость двух "Волг", легко забылся.

Предварительные итоги дискуссии подвел Платон Еленин . Живущий в Лондоне опальный олигарх утверждает, что Ходорковскому в статье удалось лишь одно — сформулировать вопрос: какое политическое устройство необходимо России, чтобы успешно конкурировать в современном мире? Все, кроме формулировки этого вопроса, по мнению Березовского, Ходорковскому не удалось. "Исторический спор о сравнительной эффективности двух систем (авторитарной и демократической) завершился в XX веке в пользу демократий", — пишет Березовский.

Однако, как указывает Березовский, демократическая система "эффективна там, где люди готовы отвечать за себя и своих близких. Поскольку практикой двух последних веков доказано, что демократии эффективнее автократий, у недемократической, нелиберальной России нет шансов быть конкурентоспособной, а значит, выжить в современном мире". Главный вопрос, по мнению Березовского надо сформулировать так: готова ли Россия стать демократической? "Точнее: есть ли в России достаточная критическая масса граждан, готовых самостоятельно, не ожидая помощи ни от государства, ни от соседа, позаботиться о себе и своих близких. "Критическая масса" вовсе не означает "большинство", — подчеркивает бизнесмен.

Березовский считает, что "десять ельцинских лет... показали высочайшую готовность граждан России стать самостоятельными. Миллионы россиян за исторически ничтожное время проделали колоссальный умственный труд и "выдавили из себя раба". Но это только первый шаг к построению демократической России".

Березовский утверждает, что второй шаг Россия не сделала, не научилась 2отстаивать свою независимость, преодолевать страх перед властью и заставлять власть постоянно считаться с каждым гражданином". "Приход Путина к власти в 2000 году означал не только прекращение поддержки либеральных реформ "сверху", но и наступление на только что созданные демократические институты: независимый парламент, самостоятельные регионы, независимые от государства СМИ, неподконтрольный чиновникам бизнес. Впервые нужно было защитить демократию не вместе с властью, а вопреки ей", — пишет Березовский.

Таких сил в России не нашлось. "Стремительный распад советской империи застал интеллектуальную либеральную элиту России врасплох". Путин "встроился в "большинство" и разменивает реформы на сохранение своего рейтинга в ущерб стратегическим интересам России", — утверждает Березовский.

Обвиняя Россию в "политическом безволии" Березовский считает, что надо было давно откреститься от компарии и КГБ, поставив их вне закона. "Борис Ельцин и его реформаторское окружение, придя к власти, не нашли силы подвести черту под тоталитарным прошлым. По крайней мере, в двух случаях — после путча 1991 года и после попытки переворота 1993 года Ельцин обязан был поставить вне закона тех, кто привел страну к краху и организовал массовый террор против своего народа: КПСС и КГБ. Деятельность компартии должна была быть прекращена, КГБ — распущен как преступная организация. Но главное в другом: вся нация должна была проявить нравственную волю и покаяться. Покаяться всем вместе за уродливое прошлое, в котором истязали и убивали самих себя, убивали и насиловали других.

Немцы каются третье поколение, а грехов у них не больше нашего. Каются и возрождаются. Без покаяния и очищения у России нет будущего. В этой связи ошибка Ходорковского состоит в том, что написанная (или подписанная) им статья допускает трактовку ее, как извращение идеи покаяния. Безусловно, фарс — каяться перед президентом, который гордится тем, что он чекист, — утверждает Березовский.

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить