Модернизация России и Запад: будут ли правила игры общими?

197827.jpegХороший вопрос: есть ли альтернатива сотрудничеству России и Запада? Последние 10 лет XX века наша страна лбом стучалась в двери евроатлантической цивилизации. Основной вывод, который мы сделали, набив шишек - закрыто. Нас там не ждут.

Начало первой декады XXI века прошло под знаменем мучительного осознания этого простого факта: нас будут похлопывать по плечу, благосклонно принимать уступки, ожидая как должного дальнейшей "интеграции в мировое сообщество" - которая все больше напоминает путь в каменный век.

Конец первого десятилетия нового века возрождает старые вопросы. Объявленный курс на модернизацию требует новых технологий. С одной стороны, взять их негде, кроме как на Западе. С другой - наши зарубежные партнеры, как показывает практика, отнюдь не спешат делиться с нами своими наработками. Розовые мечты о том, что свободный рынок все расставит по своим местам, а капитал пробьет дорогу всюду, остались в недалеком прошлом.

Сегодня уже очевидно, что в деле замешана большая политика - громкие и не очень скандалы последнего времени, срыв сделок о покупке российскими компаниями западных фондов свидетельствует об этом со всей очевидностью.

И вновь страна поставлена перед дилеммой. Слабая политически, стремительно идущая по пути деградации Россия 90-х вызывает снисходительное одобрение Запада. Главное для нас, что такая Россия неконкурентоспособна, а российский "бизнесмен" в малиновом пиджаке с чемоданом баксов мало чем отличается для западных "партнеров" от сомалийского нувориша. Отношения с ним редко идут дальше ритуальных похвал "строительству демократии".

Ликвидация центробежных тенденций, оздоровление общественных отношений 2000-х, попытки восстановления ситемообразующих институтов государства повысили конкурентоспособность российского бизнеса. В первую очередь, это отразилось на отношении к представителям наших компаний за рубежом. А следом - на имидже России, которая "возвращается к тоталитаризму", "возрождает отношения холодной войны" и "бряцает заржавелым оружием".

Дело в том, что "оружие" действительно "заржавелое", уровень страны незначительно возрос с отметки, на которой удалось остановить развал 90-х - иначе зачем модернизация? Но такая Россия, которая лишь остановила запущенный маховик деградации, Западу уже не по душе.

Ключевая дилемма, вставшая перед страной: мы не нужны Западу ни слабые и заискивающие, ни предпринявшие попытку - только попытку! - играть по общим правилам. В первом случае мы удостоились похвалы, во втором - осуждения, но в целом взаимовыгодного сотрудничества не получилось ни так, ни эдак.

Мы Западу - не нужны. Нужны наши ресурсы, за которые нам готовы поставлять продукты и предметы роскоши. Эта схема - "золото в обмен на бусы" - единственная, которая до сегодняшнего дня сложилась и работает в отношениях России и Запада.

Сегодня в России поставлена цель - модернизация. Готова ли североатлантическая цивилизация поделиться технологиями, необходимыми нашей стране для осуществления модернизационного рывка? Папуасы за свое золото вместо бус потребовали даже не ружья - завод по производству стекла! С одной стороны, за золото, с другой - бусы-то становятся неактуальны.

Продажа "Опеля" была выгодна находящейся на грани банкротства GM, выгодна коллективу завода, поддержана правительством Германии, увидевшем в сделке хорошую возможность вывода предприятия из кризиса. Завод был выставлен на продажу, за него просили конкретную цену, и эту цену готов был заплатить "Сбербанк". Чистый рынок.

"У России никогда не бывает чисто экономических интересов, всегда есть политический компонент", - писала европейская пресса. "Покупка "Опеля" - это часть российской политики по проникновению на европейские рынки", - предостерегали газеты Старого света, явно шокированные таким развитием событий.

Атака на сделку дошла до откровенного геополитического противопоставления: "Восточная Европа обеспокоена решением Германии, которая, являясь крупнейшей европейской экономикой, решила вести дела с кучкой российских олигархов, чтобы потрафить Кремлю". Чистая политика.

Сделка сорвана. Не первая и, думается, не последняя. Ранее не меньше шума наделала попытка слияния "Северстали" с "Арселором", попытка "Газпрома"  приобрести газораспределительные компании в Европе, отказ Алжира от российских самолетов в пользу французских...

А вот строительство "Северного потока" никаких нареканий не вызывает, если и были попытки противодействия прокладке очередной трубы, их быстро локализовали и свели на нет. Поставлять можно, производить или управлять  - извините.

Президент Дмитрий Медведев в послании Федеральному Cобранию отметил: "Наши отношения с другими странами должны быть также нацелены на решение задач модернизации России. Нам нечего, как принято говорить, "надувать щеки". Мы заинтересованы в притоке в страну капиталов, новых технологий и передовых идей. ...Поэтому наша внешняя политика должна быть исключительно прагматичной".

Россия вновь делает заявку на игру по общим правилам. В стремлении проводить политику, направленную, в первую очередь, на решения задач собственной страны, нет ничего удивительного. Странными показались бы, скорее, обратные процессы. Это не возрождение "имперских замыслов" и "логики холодной войны" - это прагматика. Нам нужны технологии, за которые мы готовы платить живые деньги. Не мешая рынок с политикой.

Можно считать, что сделана очередная заявка со стороны России на взаимовыгодное сотрудничество со странами Запада. Каков будет ответ, каков в целом ответ на вопрос, поставленный в начале статьи, - зависит теперь от наших зарубежных партнеров.

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить