Автор Правда.Ру

Местное самоуправление: у «местных» есть сомнения…

Закончившаяся вчера конференция Северо-Западной парламентской ассоциации рассмотрела, в числе прочего, целый ряд вопросов, напрямую касающихся самых злободневных вопросов по организации местного самоуправления. Проект супернового закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (о Господи, еще к "старому"-то Закону не вполне привыкли!), который президентские структуры направили депутатам в регионы для изучения, уже вызвал множество и одобрительных, и весьма критических мнений. Хотя, если обобщить, мнение у депутатов-регионалов одно: проект стоит еще доработать. Сегодня экспертом "ПРАВДЫ.Ру" выступает депутат Архангельского областного собрания, заместитель председателя комиссии по государственному устройству и местному самоуправлению Михаил Гмырин, который вместе с председателем областного собрания Виталием Фортыгиным принял активное участие в конференции Северо-Западной парламентской ассоциации:
- В Госдуме уже прошли парламентские слушания по проекту, который разработала возглавляемая Дмитрием Козаком комиссия при президенте по разграничению полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Проект закона передан депутатам на местах "как бы" для изучения. Однако принципы, положенные в его основу, вызывают большие нарекания у ряда депутатов на местах, в том числе и у депутатов Архангельского областного собрания. Такое впечатление, что разработчики проекта просто не удосужились показать его президенту — глава государства сразу же отсек бы лишнее из того, что заложено в проекте! Речь идет об опасности "огосударствления" местного самоуправления и потери им собственно общественного характера. Вспоминаю слова В. Путина из послания Федеральному собранию в нынешнем году. Цитирую по памяти: "Нельзя принимать закон, не отрегулировав межбюджетные отношения". Разработчики проекта нового закона об этих словах главы государства, возможно, просто не вспомнили...
Провозгласив своей задачей обеспечение "баланса общегосударственных, региональных и местных интересов", разработчики игнорировали главное: насколько обеспечен такой баланс в представленном на сегодняшний день варианте законопроекта? На мой взгляд, местные интересы не достаточно отражены. Люди, для которых и должны действовать органы публичной власти, остались "за кадром" процесса реформирования системы местного самоуправления. Все нововведения, связанные с территориальной и экономической основами, компетенцией, структурой органов местного самоуправления, ориентированы, прежде всего, на удобство управлять "сверху", а не на использование потенциала самоорганизации городских и сельских жителей. Основу проекта Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" составляет административно-территориальная реформа на местном уровне. Вводятся три типа (уровня) муниципальных образований: поселение, муниципальный район и городской округ.
Чрезвычайно опасным представляется сам подход к проведению реформы: определить "сверху" и границы муниципальных образований, и конкретные направления расходов местного бюджета, оставив крайне малое пространство для маневра на местном уровне, для решений, принимаемых самими жителями. Ответственности органов местного самоуправления перед государством и контролю государства за финансовыми потоками закон уделяет в несколько раз больше места, чем ответственности органов местного самоуправления перед населением. Законопроект фокусирует внимание на организационно-политических аспектах реформы местного самоуправления, хотя реальные проблемы сегодняшнего дня не границы муниципальных образований и даже не структура органов местного самоуправления, а хронический недостаток финансов, в том числе из-за невовлечения в экономический оборот земли и недвижимости.
Закон не стимулирует органы местного самоуправления приращивать собственные ресурсы и повышать эффективность своих расходов. Он не направлен на изменение налоговой системы, позволяющей обеспечить финансовую автономию местных бюджетов. Правда, налицо существенное достижение законопроекта — меры по сокращению нефинансируемых федеральных мандатов. Финансирование исполнения государственных полномочий предлагается осуществлять только за счет субвенций. Органы местного самоуправления смогут также самостоятельно устанавливать размеры и условия оплаты труда работников муниципальных бюджетных организаций, т.е. не ограничиваются единой тарифной сеткой.
Однако практическая реализация этих нововведений сомнительна: если порядок наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями не будет соблюден (т.е. субвенции не выделены), органы местного самоуправления могут обжаловать это, но им придется исполнять госполномочия вплоть до судебного решения.
И последнее. Законопроект предусматривает крайне сжатые сроки проведения реформы, а именно 2003--2004 гг. Всемерная вовлеченность губернаторов и мэров в процесс административной реформы неминуемо приведет к снижению качества управления на местном уровне. Это значит, что резко возрастет риск появления кризисных ситуаций, коммунальных катастроф, развала сети муниципальных соцзащитных учреждений. На этом фоне вполне предсказуем рост протестного голосования и голосования "против всех" кандидатов, причес на выборах в Госдуму РФ. Политические и экономические риски поспешного принятия закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в новой редакции очень велики, а преимущества предлагаемой реформы не совсем очевидны...
С удовлетворением отметил, что участники конференции в большинстве своем разделяют мои опасения. Не надо спешить при проведении столь ответственной реорганизации самоуправления. Дайте поработать при этом, еще не потерявшем и не до конца испытанном законодательстве. Людям нужна стабильность.

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+...

Комментарии
C 2019 года за беременность будут платить 300 000 рублей
C 2019 года за беременность будут платить 300 000 рублей
Питер и Москва станут резервациями работающих пенсионеров?
Экс-генсек НАТО признал, что недооценивал Путина до Крыма
Отдаст ли Путин японцам российские Курилы
Правительство хочет ввести налог на колбасу
Отдаст ли Путин японцам российские Курилы
На Украине хотят остановить строительство второй нитки "Турецкого потока"
Итоги опроса россиян о возможной отдаче Курил
Страну ждут новые 90-е и шоковая терапия 2.0?
Минобороны показало боевое применение Су-57 в Сирии
Дмитрий Савельев высказался в пользу стабильных отношений России с Азербайджаном
Южные Курилы: В ожидании очередного "волюнтаризма" Кремля
Южные Курилы: В ожидании очередного "волюнтаризма" Кремля
Южные Курилы: В ожидании очередного "волюнтаризма" Кремля
Южные Курилы: В ожидании очередного "волюнтаризма" Кремля
Украина подводит грустные итоги пятилетия Майдана
Итоги опроса россиян о возможной отдаче Курил
Итоги опроса россиян о возможной отдаче Курил
Правительство хочет ввести налог на колбасу
Правительство хочет ввести налог на колбасу