Экономике не нужны заклинания и "бумажная модернизация"

«Деловые круги не проявляют интереса к модернизации экономики». Об этом заявил президент России Дмитрий Медведев. Может быть, получится у государства? Все же основные наукоемкие продукты, совершившие революцию высоких технологий конца прошлого-начала нынешнего века, были разработаны на Западе при непосредственном участии государства, будь то микропроцессоры, связь или сеть Интернет. Впоследствии бизнес принял активной участие во внедрении новых технологий.

Инновационное развитие экономики России относится к числу приоритетных проектов, для этого созданы условия, приняты программы, создаются налоговые и иные механизмы. Но до сих пор в этой сфере мало что сделано: «Никаких существенных изменений в технологическом уровне экономики не происходит», а «деловые круги не проявляют интереса к модернизации экономики». Об этом заявил в минувшую пятницу президент России Дмитрий Медведев.

На совещании, посвященном инновационному развитию, глава государства огласил безрадостные данные: результатов не принесли в этой области ни маленькие фирмы, ни создаваемые технопарки, ни венчурные компании, ни другие механизмы. «Все это в основном существует только на бумаге», - цитируют слова президента информагенства.

«Бизнес никак не мотивирован на такого рода деятельность, он не хочет этим заниматься, - сказал президент. - Это не только вопрос налоговых стимулов, хотя и это важно и надо это продолжать, но и вопрос психологической установки: не хочется вкладывать деньги в то, что не приносит быстрой отдачи». 

«Ситуация же с инновационной активностью на промышленном производстве не только не меняется к лучшему, а под влиянием кризиса ухудшается», - констатировал Дмитрий Медведев. «Сложная ситуация остается с предприятиями, которые должны заниматься научными исследованиями», - отметил президент. «Количество этих исследований пока, мягко говоря, неудовлетворительное, а затраты на разработки и исследования - пугающие, шокирующие», - сказал он. По словам президента, в России этот показатель составляет всего 6% от общих затрат предприятия, в то время как в Японии - 75%, в США - около 70%, в странах ЕС - от 25 до 65%.

«Мы тратим на это очень мало, и если так будет продолжаться, мы ничего не получим; без инвестиций ничего не произвести, так и будут одни заклинания», - уверен Медведев.

На совещании глава государства сообщил о своем решении создать специальную комиссию по модернизации и технологическому развитию экономики с широким привлечением бизнеса. «Я считаю правильным, что этими вопросами (перехода на инновационный путь развития экономики) занимается президент, поэтому я создам отдельную комиссию», - сказал Дмитрий Медведев.

«Будем работать в регулярном ключе с правительством, субъектами Федерации, экспертами, и надеюсь, при максимально широком вовлечении бизнеса», - заявил президент.

Ситуация, сложившаяся в России, не является уникальной, свойственной только нашей стране. «Другие страны тоже сталкиваются с подобными проблемами. Государство должно показывать, как надо себя вести», - говорит президент Ассоциации региональных банков России, депутат Государственной Думы Анатолий Аксаков.

«У нас в инвестиционный фонд выделено 200 миллиардов рублей, а использованы были только десятки миллиардов на эти цели, - продолжает он. - Возникает вопрос об эффективности работы бюрократической системы. Если посмотреть на Китай, там все делается государством, чтобы инновации осваивались. Другой пример – Бразилия. Через банки развития, налоговую политику – они простимулировали освоение нового оборудования, введение импортозамещения». 

Нужен комплекс мер, говорит депутат. Должны быть и налоговые меры, и пошлины, и бюджетная поддержка, и различная инфраструктура. Но,  прежде всего, уверен он, пример должно показать государство. 

«Само государство должно показывать пример поддержки инновационных направлений, - говорит Аксаков. - Есть целая группа отечественных государственных корпораций. Они первыми должны показать пример модернизации своих мощностей, освоения новых прорывных технологий… Когда госкорпорации начнут демонстрировать пример освоения новых технологий, то, во-первых, они сами как локомотивы потащат другие предприятия за собой, во-вторых, это будет пример. Ясно, кто более модернизирован, тот более конкурентен, и остальные сферы будут вынуждены модернизировать свои предприятия, как и бизнес».

Иной точки зрения придерживается директор ФГУ «Российский фонд технологического развития», доктор экономических наук Андрей Фонотов: «Мы просто сегодня воспроизвели почти что советскую систему, которая была довольно инертной и ни на какие новшества не откликалась. Если сегодня государство берет на себя первую скрипку в любом производственном оркестре, то естественно, бизнес ждет – когда ему государство принесет все на блюдечке».

Доктор экономических наук полагает, что для планомерной реализации инновационной модели «в экономике должна быть настоящая конкуренция, а не фиктивная и не иллюзорная». В нашей же экономике, по его мнению, «все подмято крупными монополиями, и к тому же чиновники давят любую бизнес-мысль». «Рецепт один – должна быть полноценная конкуренция – это первое», - говорит Фонотов.

В качестве еще одной причины неприятия бизнесом инноваций эксперт называет отсутствие проработанной законодательной базы в отношении прав собственности, в том числе и интеллектуальной. Права собственности у нас защищаются слабо, говорит он: «Бизнесмен, который начинает новое перспективное дело, которое вдруг окажется высоко прибыльным,  рискует его очень быстро потерять». Это касается высокотехнологичных разработок НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). «Они, может быть, очень хорошие, - говорит Фонотов. - Но оформить права и на основании НИОКРа создать привлекательный рыночный продукт бизнес с уверенностью не может».

Главную причину такого положения вещей доктор экономических наук видит в чрезмерном участии государства: «Государство не должно подменять бизнес в НИОКР-овских делах, а создать условия, чтобы бизнес ставил перед собой и реализовывал научно-технические цели и  программы, осуществлял научно-технические проекты».

Наконец, одну из главных проблем на пути инновационного развития экономики Андрей Фонотов видит в резком снижении в РФ количество проектных организаций. «Количество проектных организаций исчисляется десятками, - говорит он. -  У нас стадия инжиниринга, конструкторская инжиниринговая работа – практически утрачена. Хорошую идею - результат научно-технических разработок - мы не можем перевести в грамотный, доброкачественный материальный продукт. И в этом смысле, все стадии, связанные с подготовкой и запуском производства на основании научно-технических разработок, нужно или самим как-то восстанавливать из того, что было порушено, или же идти на какие-то критические альянсы с ведущими мировыми производителями для того, чтобы обучиться, перенять опыт не только технический, но и в области менеджмента, финансовый, и тогда может быть все пойдет на лад».

Рецептов, таким образом, множество. К сожалению, они крайне противоречивы, подчас - диаметрально противоположны: от «государство должно показать пример» до «государство должно прекратить подменять бизнес». Можно констатировать, что единодушия в этом вопросе у экспертного сообщества нет.

Очевидно лишь то, что бизнес к инновациям интереса не проявляет. Может быть, получится у государства? Все же основные наукоемкие продукты, совершившие революцию высоких технологий конца прошлого-начала нынешнего века, определившие облик нынешнего общества и производства, были разработаны на Западе при непосредственном участии государства, будь то микропроцессоры, связь или сеть Интернет. Бизнес принял активное участие во внедрении новых технологий, их последующем развитии и доведении до совершенства. Но существенного интереса к вложению огромных средств в фундаментальные исследования, которые потенциально (лишь потенциально!) способны привести к прорыву, он не испытывал.

Зато разработанный рядом ведущих университетов США по заказу Агентства передовых оборонных исследовательских проектов (DARPA) Интернет действительно изменил жизнь планеты. Создав для бизнеса новые широкие возможности, которыми он не замедлил воспользоваться, вложив в развитие уже готового изобретения значительные суммы и развив его в глобальную паутину.

Автор Дмитрий Лысков
Дмитрий Лысков— журналист. Публицист, политический обозреватель интернет-издания "Правда.Ру". *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить