Выбор Путина

В Испании на демонстрацию протеста против последних террористических актов вышло на улицы десять миллионов человек — четверть населения страны. У нас после даже самых страшных вылазок террористов не протестовал никто. В Мадриде, накануне выборов, совпавшими с нашими, десятки тысяч демонстрантов под окнами офиса правящей Народной партии скандировали антиправительственные лозунги, обвиняя ее виновной из-за поддержки войны в Ираке, а у нас только под дулами чеченских террористов удалось выгнать несколько десятков человек на Красную площадь. Вот вам и разгадка секрета Путина. Чем больше равнодушных — тем больше согласных.

Феномен Путина - это не политическое явление. Недавно довелось услышать очень характерный разговор двух совсем молодых людей, один спросил другого: "Ты пойдешь выбирать Путина?" Для них, как и для миллионов сограждан, действо от 14 марта было именно референдумом по доверию президенту.

Результат Путина — знак отсутствия этой самой политики. Для людей результат футбольного матча и урожай на грядке важнее интриг политиков. Кто в этом виноват — тема отдельного разговора. Но следует признать, что АП президента удалось спасти лицо России перед Западом. Все-таки тот факт, что почти треть избирателей проголосовала не за Путина — факт достаточно отрадный, оказывающий, что люди не так просто поддаются зомбированию.

Но и Путин не свободен в своих действиях, он строит демократию, не веря в нее. В этом парадокс переживаемой эпохи. Попытка создать рынок в России силами завлабов провалилась, и теперь его насаждает подполковник КГБ. Путин вынужден быть либералом и "правым", и, соответственно, движителем реформ, в тот момент, когда сам народ их не хочет, а корыстная и эгоистичная элита не может их сама продвигать.

Однако, по всем опросам, россияне, ничего не слушая, считают Путина "левым", горько ошибаясь. Достаточно, взять пенсионную и ипотечную реформы — трудно представить что-либо более прорыночное. Народ не вдумывается в содержательную часть путинской программы, голосуя за личность, доверяя ей.

Сколько приходится видеть и слышать: "только не о политике!", "газета без политики" и т.д. Эти призывы отражают определенное всенародное стремление, страх перед ответственным выбором, вековое отношение к власти как к чему-то то, от Бога данного, далекого, живущего не по своим, не человеческим законам.

В начале 90-х "реформаторы" попытались сломать эту тенденцию, но ничего не вышло. Стоило государству в лице Путина повернуться к простому человеку, как тот разомлел. И здесь вполне уместно вспомнить слова Глеба Павловского о том, что русский народ не приемлет альтернативы власти вне власти. Путин никогда б не пришел в Кремль, попытайся войти в него "с улицы". И то, что он был назначен преемником Ельциным, никак ему не помешало. И потому же никогда б не стали "царями" ни Явлинский, ни Немцов. Самозванцев народ не приветствует.

Владимир Путин получил карт-бланш на проведение неограниченных реформ. И не факт, что в ходе их проведения народ взвоет, как предвещают нам оппозиционеры. С Путиным люди готовы переносить любые тяготы, утешая себя надеждами и верой. Когда "царь" начнет (продолжит) насаждать картофель, народ не станет даже сопротивляться, как было при царе Николае, и когда он велит брить бороды, раскольники не будут смущать массы, что "царя нам подменили в Германии", как говорили про Петра I.

Путин, безусловно, целиком наш, "свойский", и в том нет никаких сомнений. Даже зарубежные корреспонденты, побывавшие в России, возвращаются "перекованными", мол, на Западе не все понятно, чтобы понять загадочную русскую душу. Необходимо окунуться в ее жизнь, чтобы убедиться — западная демократия ничего хорошего простому народу не принесла, и он ее отторгает.

В России сложилась уникальная ситуация, когда ее правитель может модернизировать общество и государство, опираясь не на одну лишь грубую силу, как Петр или Сталин, и не имея таких врагов как Александр I в лице крепостной бюрократии, или Александр II в лице народовольцев. Пока есть все предпосылки к тому, что нынешний президент свой шанс войти в историю удачливым реформатором, не упустит. Другое дело, что в виду того, что опираться в своих замыслах на равнодушное общество он не сможет, реформы не станут такими, каким они могли быть при активном соучастии населения. Как не крути, но нас ждет лавина изменений именно "сверху".

Не стоит думать, что модель "управляемой демократии" со всеми ее атрибутами, сложилась в последние четыре года. Просто то, что с самого начала существовало в Москве и в Татарстане, в Башкирии и на Дону, стало явлением во всероссийской масштабе. Раньше это пытались не замечать, или приписывали региональным особенностям, теперь же "особенности" лужковской или шаймиевской модели управления просто перенесены на федеральный уровень.

Что же касается остальных участников, то КПРФ, по крайней мере, ничего не проиграла, ввязавшись в выборы, а над Глазьевым одержана важная в моральном и политическом плане победа. Можно сказать, что партия отомщена. Николай Харитонов своим результатом должен быть доволен. Самый главный неудачник выборов — Сергей Глазьев, чьи надежды стать "лидером №2" в России рухнули, причем и в масштабах левого движения. Неплохой результат получила Ирина Хакамады, которая теперь сможет стать вождем правых сил, в условиях, когда другие вожди струсили или оказались морально не готовым к участию в выборах.

Максим Артемьев

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *