Реакция Запада на событий на Украине

Западные политики не годятся на роли миротворцев

Нынешнее руководство ЕС, в отличие от граждан своих государств, под диктат США критикует Россию. С пониманием позиции нашей страны выступают в основном отставные западные политики. Но почему, например, экс-канцлер ФРГ Шрёдер не желает быть посредником в улаживании конфликта Запада с Россией?

Среди тех, кто выступает против критики России бывший государственный секретарь США Генри Киссинджер, дипломатично назвавший "демонизацию Путина" Белым домом "не политикой". Бывший председатель совета министров Италии Сильвио Берлускони выступил против санкций в отношении Российской Федерации и ее изоляции, которая, по его выражению, "противоречит истории". Экс-премьер Италии резко осудил "антиисторическое и контрпродуктивное решение лидеров, собравшихся в Гааге, по исключению России из G8".

Сходную позицию занимает и другой друг Владимира Путина бывший канцлер Германии Герхард Шрёдер, предостерегавший нынешних политических руководителей от отказа принять участие во встрече в верхах в Сочи и исключить РФ из Большой восьмерки. Еще в марте он говорил журналистам: "Действительно нужно ли им, как говорят, выбросить ее (Россию — прим.) из структур "Большой восьмерки"? G8 - это возможность для восьми лидеров в мире собраться вместе и пообщаться друг с другом".

В то время как на Украине сложилась кризисная политическая ситуация, лучшим выходом для предотвращения ее эскалации был бы для обеих сторон путь переговоров, считает Шрёдер. "Нельзя подливать масла в огонь", — полагает бывший федеральный канцлер Германии и поясняет свою точку зрения: "Это означает, что нужно взвесить, кто может сейчас что-то публично сказать". При этом Герхард Шрёдер отчетливо дал понять, что он не собирается выступать с публичной критикой политики Владимира Путина. По его мнению, для критики более подошел бы как раз саммит "Большой восьмерки".

Немецкие СМИ приводят высказывания экс-канцлера Германии, который прекрасно видит, что целостность Украины находится под угрозой из-за игнорирования киевской хунтой требований "русофильской части жителей" Восточной Украины, на что, по мнению Шрёдера, "в Европейском Союзе слишком мало обращают внимания". Бывший канцлер уверен, что было большой ошибкой ставить Украину перед выбором либо присоединиться к ЕС, либо к Таможенному союзу.

"Альтернатива, перед которой поставили Украину, ни к чему хорошему привести не могла, поскольку страна расколота", — приводит высказывание Шрёдера газета Die Welt. По этой причине экс-канцлер предлагается "вернуться к началу кризиса". Адекватная реакция на происходящее на Украине плюс дружба с российским президентом, кажется, делает Герхарда Шрёдера идеальной фигурой для переговоров по этой проблеме.

Когда-то Берлускони вызвался уладить вооруженный конфликт между Россией и Грузией, пользуясь своими личными хорошими отношениями с Путиным. Однако сегодня ни он, ни Шрёдер не готовы взять на себя миссию миротворцев.

Как известно, в конце минувшего года Берлускони лишили сенаторских полномочий и парламентского иммунитета, кроме того миланский суд запретил ему занимать государственные посты в течение двух лет. Шрёдер отказывается от роли посредника в переговорах с Путиным, поскольку считает, что для этого больше подошли бы не отдельные политики, а политические структуры.

"НАТО, — по словам Шрёдера, — в нынешнем положении уже не обладает никакой политической функцией". Политические институты Западной Европы могли бы оказать содействие в разрешении украинского кризиса, "однако меньше всего НАТО, так как эта организация способствует не возникновению доверия, а скорее пугает".

Возможно, имеется шанс, говорит Шрёдер, "исправить ошибку через посредничество ОБСЕ или Организации Объединенных Наций", чтобы найти дипломатическое решение, с учетом интересов той части страны, которая чувствует себя наиболее тесно связанной с Россией. Но наибольшие надежды немецкий экс-канцлер возлагает все же на ОБСЕ.

Шрёдер положительно отозвался о программе, представленной министром иностранных дел ФРГ Франк-Вальтером Штайнмайером, в которой также предусмотрено, "не подливать масла в огонь" и добиваться разрешения кризисной ситуации исключительно дипломатическими методами.

На вопрос "Как далеко может зайти Путин?" Шрёдер ответил: "Я не могу вам этого сказать, потому что уже четко разъяснил, что мы нуждаемся в процессе, который воспрепятствовал бы дальнейшей эскалации".

Впрочем, с началом украинского кризиса Шрёдер не звонил Путину. Бывший канцлер отметил, что при случае обсудил бы с российским президентом эту животрепещущую тему, но только не по телефону. После разоблачений Сноудена обсуждать по телефону серьезные вопросы негласно считается среди европейских политиков дурным тоном.

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить