Автор Лев Правин

Путин подписал закон о нарушениях на митингах

Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

Законопроект, уточняющий порядок организации и проведения публичных мероприятий, прав, обязанностей и ответственности их организаторов и участников, вызвал бурную дискуссию в обществе и экспертной среде. Достаточно сказать, что обсуждение депутатами Госдумы поправок в законопроект во втором и третьем чтении продолжалось почти 12 часов. Львиную долю этого времени, впрочем, пришлось потратить на обсуждение порядка четырёх сотен поправок, внесённых депутатами от оппозиционных фракций и рассчитывающих таким образом искусственно затянуть с принятием этого закона. Тем не менее, событие действительно оказалось резонансным.

Законопроект этот вызвал бурную дискуссию в обществе и экспертной среде. Достаточно сказать, что обсуждение депутатами Госдумы поправок в законопроект во втором и третьем чтении продолжалось почти 12 часов. Львиную долю этого времени, впрочем, пришлось потратить на обсуждение порядка четырёх сотен поправок, внесённых депутатами от оппозиционных фракций и рассчитывающих таким образом искусственно затянуть с принятием этого закона. Тем не менее, событие действительно оказалось резонансным.

У законопроекта нашлись как сторонники, доказывающие, что таким образом Россия приведёт своё законодательство о проведении массовых мероприятий и ответственности их участников и организаторов в соответствие с законодательством развитых демократических стран, так и противники, считающих необходимость более чёткой регламентации правил проведения митингов и шествий чуть ли не антиконституционной. При этом, правда, не объяснялось, почему люди, открыто призывающие к беспорядкам и провоцирующие митингующих на противоправные действия в лучшем случае отделывается формальным штрафом в одну тысячу рублей, в то время как ущерб от этих действий исчисляется порой миллионами рублей, не говоря уже о нанесении вредя здоровью митингующих, сотрудников правоохранительных органов, а то и вовсе случайных прохожих.

Так или иначе, но депутаты Госдумы, а вслед за ними и члены Совета Федерации большинством голосов приняли предложенный законопроект, после чего внимание оппозиционеров переключилось на президента страны.

Письмо, с просьбой отложить подписание закона, в адрес главы государства направили лидер "Справедливой России" Сергей Миронов, глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, а также председатель президентского Совета по правам человека Михаил Федотов.

Если говорить о "Справедливой России", то они свой уровень аргументации продемонстрировали ещё в ходе обсуждения законопроекта в Госдуме, внеся сотни "бесполезных" (по их же собственным словам) поправок. Правозащитники же упирают на якобы несоответствие поправок статьям Конституции, международным договорам Российской Федерации и вообще "вопиющим образом попирает принципы права". По этому поводу на сайте президентского Совета по правам человека даже появился некий документ, озаглавленный как "экспертное заключение" на Федеральный закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", принятый Государственной Думой ФС РФ и одобренный Советом Федерации ФС РФ 6 июня с.г.

Впрочем, как выяснилось, ничего подобного в рамках заседаний СПЧ не обсуждалось и не принималось. "Это заявление не является в строгом смысле заявлением всего Совета, поскольку никакого заседания со специальным обсуждением закона о митингах не было. Поэтому это инициатива только самого председателя и, может быть, отдельных членов Совета", - сказал "Правде.Ру" член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Леонид Поляков. Более того, по словам Полякова, начиная с 7 мая Совет находится в режиме, скажем так, несколько ограниченного действия. "То есть формально его полномочия прекратились, хотя он пока ещё может продолжать работу. Так что статус таких заявлений не поддается определению", - подчеркнул он.

Также по теме: Пушков: Председатель Совета по правам человека выдал желаемое за действительное

Президент Фонда исторической перспективы Наталия Нарочницкая в свою очередь отмечает, что, во-первых, "во всём мире существуют очень жёсткие регламентации поведения на уличных манифестациях"; во-вторых, "заранее утверждать, что принятие законопроекта будет означать лишение права на собрания, митинги, на выражения своего мнения - совершенно неправомерно". "Любое явление в обществе, которое становится постоянно сопутствующим, требует законодательного оформления и регулировки. И, быть может, вот этот страх, совершенно необоснованный, связан, возможно, с тем, что у нас не было до этого момента такого закона, а теперь необходимо будет читать закон, перед тем как лезть на фонарный столб и призывать оттуда штурмовать Кремль", - заключила Н. Нарочницкая.

Президент Центра социальных и политических исследований "Аспект" Георгий Фёдоров, подробно разбирая текст "экспертного заключения" говорит о том, что, во-первых,признать что-либо противоречащим Конституции РФ может только Конституционный суд России, а не Совет по правам человека, являющийся по сути органом консутльтативным. Во-вторых, констатирует Фёдоров, авторы этого "экспертного заключения" либо откровенно занимаются передёргиванием, либо искренне заблуждаются в трактовке тех или иных законодательных актов. Это касается и рассмотрение законопроекта без заключения Правительства РФ, которое, вопреки утверждению экспертов, совершенно не требуется; и стенаний о нарушающим Трудовой кодекс положении об обязательных работах для нарушивших закон участников митингов, о чём в ТК есть вполне конкретное разъяснение ("Открываем статью 4 ТК и читаем, что принудительным трудом не является работа, выполняемая "вследствие вступившего в законную силу приговора суда", - поясняет Г. Фёдоров). Ну и т.д. и т.п.

"Таким образом, мое экспертное заключение на экспертное заключение Президентского совета - "филькина грамота". В нем нет ни одного указания на реальные противоречия нового закона ни Конституции, ни КоАП, ни международным обязательствам России - а только домыслы и передергивания", - констатирует Георгий Фёдоров

Что касается Владимира Путина, то его пресс-секретарь Дмитрий Песков пояснил, что президент Путин будет возражать против этого закона только в том случае, "если этот закон будет противоречить общепринятым и применяемым в других странах практикам по реализации тех прав граждан, о которых идет речь в законе". Но у Путина возражений в этот раз не нашлось.

По словам главы государства, он не только подписал закон, но и внимательно проанализировал материалы, которые прислала Госдума. "Сравнивая закон с аналогичными законодательными актами других европейских стран - ФРГ, Италии, Испании, Великобритании, Франции, - судя по этим материалам, в нашем законе нет ни одного положения, которое было бы более жестким, чем меры, предусмотренные аналогичными законами в странах, которые я назвал", - сказал Путин.

Вместе с тем, президент отметил, что в подписанную им редакцию могут быть ещё внесены. изменения: "У нас ничего не является застывшим, если мы обнаружим, что что-то депутаты недосмотрели, что-то можно было изложить иначе, пожалуйста, мы можем с вами потом выйти к депутатам Госдумы, посмотреть, как этот закон будет применяться, и обратиться к ним с просьбой что-то поправить. Если, повторяю, в этом будет какая-то необходимость", - сказал Путин на совещании по судебной системе в Санкт-Петербурге в пятницу, сообщает "Интерфакс". 

 

Справка Государственно-правового управления

Федеральный закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" принят в целях усиления административной ответственности за нарушения законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, а также уточнения оснований и квалифицирующих признаков при привлечении к ответственности за нарушения в данной сфере.

Статьёй 1 Федерального закона в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесены следующие изменения:

перечень части 1 статьи 3.2 «Виды административных наказаний» дополнен новым наказанием в виде обязательных работ;

в части 1 статьи 3.3 «Основные и дополнительные административные наказания» обязательные работы отнесены к основным видам административных наказаний;

в части 1 статьи 3.5 «Административный штраф» максимальные размеры административного штрафа для граждан по санкциям статей 5.38, 20.2, 20.22, 2018, части 4 статьи 20.25 увеличены до трёхсот тысяч рублей, а для должностных лиц по санкциям статьи 5.38, частей 1 - 4 статьи 20.2, статей 20.22, 20.18 - до шестисот тысяч рублей;

глава 3 дополнена новой статьёй 3.13 «Обязательные работы»;

в части 1 статьи 4.5 «Давность привлечения к административной ответственности» нарушения законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях отнесены к категории дел, по которым сроки исковой давности составляют один год со дня совершения административного правонарушения;

санкции статьи 5.38 «Нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» изложены в новой редакции;

статья 20.2 «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования» изложена в новой расширенной редакции в семи частях (вместо трёх) с дифференциацией размеров административных штрафов и сроков обязательных работ по каждому составу правонарушения;

глава 20 дополнена новой статьёй 20.22 «Организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлёкших нарушение общественного порядка»;

в диспозицию статьи 20.18 «Блокирование транспортных коммуникаций» внесено уточняющее дополнение, а санкции этой статьи изложены в новой редакции;

статья 20.25 «Уклонение от исполнения административного наказания» дополнена новой частью 4, устанавливающей административную ответственность за уклонение от отбывания обязательных работ;

в статье 23.1 к процессуальным полномочиям судей районных судов (а не мировых судей) отнесено рассмотрение дел о нарушениях законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях;

в части 3 статьи 25.1 установлена процессуальная гарантия обязательного присутствия при рассмотрении дела лица, привлекаемого к административной ответственности за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, в отношении которого рассматривается дело;

в части 1 статьи 27.2 и части 1 статьи 27.3 на случаи уклонения от отбывания обязательных работ распространена возможность применения таких мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, как доставление и административное задержание;

пунктом 1 части 2 статьи 28.3 должностные лица органов внутренних дел (полиции) уполномочены составлять протоколы по делам о нарушениях установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, а пунктом 77 части 2 этой статьи должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, уполномочены составлять протоколы по фактам уклонения от отбывания обязательных работ;

в части 2 статьи 31.6 обязательные работы, наряду с административным арестом и административным приостановлением деятельности, отнесены к видам административных наказаний, принесение протеста на постановления о которых не приостанавливают исполнение этих постановлений;

глава 32 дополнена новой статьёй 32.13 «Исполнение постановления о назначении обязательных работ».

Статьёй 2 Федерального закона внесены изменения также в Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Так, в статье 5 «Организатор публичного мероприятия»:

часть 2 дополнена положением о том, что организатором публичного мероприятия не может быть лицо с непогашенной судимостью или два и более раза привлекавшееся к административной ответственности за нарушения законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях;

часть 3 дополнена правом организатора публичного мероприятия требовать от полиции удаления нарушающих порядок проведения публичного мероприятия лиц;

в пункте 4 и новых пунктах 71 и 11 части 4 уточнены и конкретизированы обязанности организатора публичного мероприятия;

статья также дополнена новой частью 6, предусматривающей гражданско-правовую ответственность организатора публичного мероприятия за вред, причинённый участниками публичного мероприятия.

Статья 6 «Участники публичного мероприятия» дополнена новой частью 4, предусматривающей, что участники публичных мероприятий не вправе: скрывать своё лицо масками и иными затрудняющими установление личности предметами; иметь при себе оружие или похожие на него предметы, взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества; распивать алкогольные напитки; находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.

Статья 7 «Уведомление о проведении публичного мероприятия» дополнена частью 11, разрешающей проведение одиночного пикетирования без уведомления и уточняющей требования к его проведению.

Статья 8 «Места проведения публичного мероприятия» дополнена новыми частями 11, 12, 21, 22, положениями которых вводится и разъясняется понятие «специально отведённые места для проведения публичных мероприятий», а также уточняются и конкретизируются порядок использования специальных и иных мест для проведения публичных мероприятий и требования к ним.

В статье 9 «Время проведения публичного мероприятия» время окончания публичного мероприятия изменяется с 23 часов на 22 часа по местному времени.

В статье 10 «Предварительная агитация» уточняется момент начала такой агитации после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и времени проведения публичного мероприятия.

В статье 12 «Обязанности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления» устанавливается обязанность информировать органы внутренних дел (наряду с организатором публичного мероприятия) об уполномоченном лице соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, а также о конкретных основаниях отказа в согласовании проведения публичного мероприятия.

Статья 16 «Основания прекращения публичного мероприятия» дополнена пунктом 3, конкретизирующим такие основания со ссылкой на невыполнение организатором публичного мероприятия обязанностей, предусмотренных частью 4 статьи 5.

 

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+...

Россия засомневалась во власти - после выходок правительства Медведева и чиновников Кремля высокий и ранее непоколебимый Путина снижается. Он уже стал похож на рейтинг Горбачева...

Пенсионная реформа власти низвела Путина до уровня Горбачева

Эксперт Владимир Расхожев поделился своим пониманием произошедшего. По его мнению, объект не является метеоритом, так как у него была слишком маленькая скорость — не более нескольких километров в секунду. Тогда как метеориты летят так быстро, что "не успевают даже нагреться до столкновения с землей".

На Липецкую область упал неизвестный объект из космоса. Видео
Комментарии
Анатолий Вассерман: правительство надо поставить на контроль
ИноСМИ и болельщики: "Нам врали о нищей и злой России"
Британия взбудоражена таинственным объектом на стене комнаты. Ваша версия?
Бразильский мачизм - шутка или оскорбление русских женщин?
Лукашенко назвал причину, по которой Белоруссия может лишиться своей независимости
Лукашенко назвал причину, по которой Белоруссия может лишиться своей независимости
Лукашенко назвал причину, по которой Белоруссия может лишиться своей независимости
Лукашенко назвал причину, по которой Белоруссия может лишиться своей независимости
Япония требует от США сократить их военное присутствие на острове
"Офицеров России" возмутило отношение мэра Смоленска к бывшим узникам концлагерей
СМИ США рассказали, что не так с Черноморским флотом России
Анатолий Вассерман: правительство надо поставить на контроль
Путин поздравил выпускников школ
Анатолий Вассерман: правительство надо поставить на контроль
Лукашенко назвал причину, по которой Белоруссия может лишиться своей независимости
На Липецкую область упал неизвестный объект из космоса. Видео
Лукашенко назвал причину, по которой Белоруссия может лишиться своей независимости
Украинская писательница заявила о необходимости переименовать Россию
Украинская писательница заявила о необходимости переименовать Россию
Лукашенко назвал причину, по которой Белоруссия может лишиться своей независимости
Лукашенко назвал причину, по которой Белоруссия может лишиться своей независимости