Прививать закон с пеленок

О наплевательском отношении к законам, правовом нигилизме и необходимости развития правосознания россиян за последние 15 лет было сказано немало правильных слов. Но лишь только сейчас эта задача, от решения которой во многом зависит будущность всей страны, обрела вполне конкретные черты. 4 мая президент Дмитрий Медведев утвердил Основы государственной политики РФ по развитию правовой грамотности.

Основы госполитики направлены на формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства, говорится в документе, обнародованном на сайте президента России.

Как выясняется, в реализации госполитики будут участвовать федеральные и региональные государственные органы, органы местного самоуправления, профессиональные юридические сообщества и общественные объединения юристов.

"Государственная политика осуществляется в отношении многонационального народа Российской Федерации, отдельных социальных групп и каждого ее гражданина. Особое внимание уделяется формированию правосознания и правовой грамотности подрастающего поколения", — отмечено в документе. В соответствии с принятой программой государство создает условия, обеспечивающие развитие правовой грамотности и правосознания граждан, их осведомленность о характере, способах и пределах осуществления и защиты их прав, охраняемых законом интересов в административном и судебном порядке, а также доступ граждан к квалифицированной юридической помощи.

По мнению авторов Основ госполитики, распространению правового нигилизма способствуют несовершенство законодательства Российской Федерации и практики его применения, избирательность в применении норм права, недостаточность институциональных механизмов, гарантирующих безусловное исполнение требований закона, неотвратимость, соразмерность и справедливость санкций за их нарушение. "Правовой нигилизм девальвирует подлинные духовно-нравственные ценности, служит почвой для многих негативных социальных явлений (пьянство, наркомания, порнография, проституция, семейное насилие, бытовая преступность, пренебрежение правами и охраняемыми законом интересами окружающих, посягательство на чужую собственность, самоуправство, самосуд)", — говорится в документе.

Фото: AP

Что примечательно, приобщать к правовой культуре детей начнут с дошкольного возраста. Основы госполитики предполагают включение "в примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования, примерную основную образовательную программу начального общего образования задач приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается, уважение к окружающим), а также развитие ценностно-смысловой сферы личности".

По мнению руководителя Совета по национальной стратегии Иосифа Дискина, подобный документ запоздал лет на 10. Вместе с этим эксперт согласен с тем, что проблема правового нигилизма определяется установками, которые формируются в раннем детстве и в школьные годы. "То есть вопрос давний: с чем приходят дети? С установкой граждан, стремящихся к сотрудничеству в государстве, или они воспринимают все через установку противостояния? Тогда они должны понимать принципы права, в том числе такие как: не давать списывать, не подсказывать и т. д. — то, что формируется, как часть правовой культуры на Западе", — отмечает Дискин.

"Там дети считают, что надо соблюдать законы, а конкуренция должна быть честной, — говорит эксперт в интервью "Правде.Ру". — Все это должно быть единой частью. И этика, и правовая культура должны быть неразрывны — аморально нарушать закон. Как и в религии: грех нарушать закон — так и в светской культуре должны быть твердые установки. Но естественно, эти установки не должны разрушаться потом во взрослом возрасте, когда дети сталкиваются с тем, что закон попирают те, кто должны его защищать".

По мнению Иосифа Дискина, без изменения этики, которая формируется с детства, ничего в области права кардинально не изменится. "Поэтому то, что делает президент это правильно и необходимо, но и недостаточно, потому что за этим должна быть активная работа, которая позволяет детям показывать, что и во взрослой жизни начинаются изменения. Тогда они будут воспринимать то чему их учат, не как лицемерие, а как стремление общества изменить свою жизнь", — полагает собеседник.

Александр Адабашьян также считает, что чем раньше детям будет прививаться правовая культура, тем лучше. "Другой разговор, что это должно быть адаптировано к возрасту, — говорит известный актер и режиссер в интервью "Правде.Ру". — Конечно, не читать в детском саду лекции о римском праве. Но если это будет происходить в достаточно адаптированной форме, для того, чтобы это действительно с самого детства стало нормой поведения, это будет хорошо. Не учат же детей с самого детства как разделывать артишоки, но, тем не менее из (учат) держать нож в правой, а вилку — в левой. Я думаю, полезно с этого начинать. А потом уже (изучать) всякие нюансы достойного поведения. Начинать надо с элементарной (правовой) грамотности — совершенно с этим согласен".

Также читайте: Ярославский форум вновь соберет мировых экспертов

А вот представитель Общественной палаты, президент общественной организации "Право ребенка" Борис Альтшулер полагает, что говорить о юридической грамотности для маленьких детей, по крайней мере, используя именно это слово, рановато. "Если говорить, то все-таки о праве, — считает эксперт. — Уважать права других — вот простая вещь, которую надо внушать чуть ли не с рождения. Поэтому если один ребенок делает другому плохо, то надо дать ему понять, чтобы возникла модель учета прав другого человека. Научить уважать права других — это самое главное, и это основа любой нравственности и любого права".

"Надо приучать детей уважать права других примером — это и будет первое правовое воспитание с младенчества, — отмечает Борис Альтшулер. — У нас взрослые-то часто не умеют этого делать, их просто не воспитывали. Поэтому воспитание очень важный момент. Когда возраст повышается, здесь уже можно говорить о правовой грамотности. Нужна практика применения правовых норм, надо чтобы это входило в повседневную жизнь с детства", — полагает эксперт.

Самое интересное в рубрике "Политика"

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить