Три критерия успешного губернатора

Перестановки в губернаторском корпусе довольно редко вызывают широкий общественный резонанс. С одной стороны, это вполне объяснимо. Понятно, что когда со своих постов уходят Минтимер Шаймиев или Эудард Россель, это становится событием. Все-таки подобные люди оказали немалое влияние на жизнь нашей страны. Но таких глав регионов в России не так уж и много. И когда в отставку уходит, допустим, губернатор одной из областей российского Нечерноземья, то чаще всего на это обращают внимание только жители вверенного его попечению региона. А бывает, что и для них подобные отставки проходят незаметно.

Между тем, процесс обновления губернаторского корпуса идет полным ходом. Например, в 2008 году в отставку ушли двенадцать региональных глав. Переназначен был только один. В прошлом году своих должностей лишились шестеро глав регионов, девять получили назначение на новый срок. За четыре месяца 2010 года в отставку ушли шесть губернаторов, столько же сохранили свои посты. То есть получается, что губернаторский корпус обновился примерно на треть. И вряд ли кто-то будет сомневаться, что этот процесс продолжится и далее.

В конце 2009 года президент России Дмитрий Медведев заметил, что губернаторы в идеале не должны работать более трех сроков. После этого практически каждая отставка (или, напротив, - переназначение) неизменно рассматривается через эту призму. И когда, например, кандидатура Амана Тулеева на пост губернатора Кузбасса была предложена президентом на очередной срок, то в сообщениях об этом неизменно подчеркивалось, что Тулеев может стать главой региона в четвертый раз. Дескать, а как же насчет трех сроков? При этом на президентское в "идеале" как-то не обращают внимания.

Согласно действующему законодательству кандидатуры на пост главы региона представляет партия, сумевшая набрать наибольшее количество депутатских мандатов на выборах в местное законодательное собрание. Глава государства выбирает из предложенных кандидатур одну и предлагает ее на утверждение в региональный парламент. Очень часто в списке кандидатов присутствует и действующий глава региона. Но это отнюдь не является гарантией того, что именно его кандидатура и будет предложена. Наглядный тому пример - назначение на пост главы Дагестана, новым руководителем которого стал Магомедсалам Магомедов. Хотя кандидатура прежнего - Муху Алиева - была также предложена на рассмотрение главы государства.

Фото: AP

Разумеется, что существуют определенные критерии при утверждении того или иного кандидата на пост главы региона. В расчет берутся социально-экономические показатели области, края, республики, рейтинг губернатора, его возраст и состояние здоровья. Именно из-за неудовлетворительного состояния здоровья бывший губернатор Челябинской области Петр Сумин попросил не рассматривать его кандидатуру на пост главы региона.

Впрочем, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Оксана Гончаренко полагает, что общих правил при назначении глав регионов не существует.

"В каждом случае смотрят отдельно, какие есть достижения, какие успехи и неудачи у каждого губернатора и главное - какая ситуация складывается,  потому что важен контроль за политической сферой и способность обеспечить политическую стабильность", - сказала она "Правде.Ру".

В свою очередь, заведующий кафедрой общей политологии ГУ-ВШЭ Леонид Поляков считает, что общие правила существуют и описаны в законодательстве. "Они состоят в том, что большинство в региональном парламенте предлагает список кандидатов президенту, из которых президент выбирает свою кандидатуру", - сказал он.

"Но кто именно будет предложен президентом для утверждения на заседании местного законодательного собрания - это всегда зависит от конкретного политического расклада в данном регионе и, конечно же, от взаимоотношений региональных элит с федеральным центром", - отметил Леонид Поляков.

По мнению Оксаны Гончаренко, при утверждении кандидатуры того или иного главы региона учитывается устойчивость социально-экономического положения. "Рост напряженности не является показателем эффективной работы губернатора", - подчеркивает она.

Помимо этого, по словам экспертов, немаловажен и третий фактор - привлекательность региона для федеральных элит. В случае отсутствия такого интереса у действующего губернатора больше шансов сохранить свой пост. Разумеется, что наиболее привлекательными являются экономически развитие регионы, которые ранее назывались "регионами-донорами".

Длительность пребывания на посту губернатора является дополнительным, отнюдь не определяющем показателем. Если губернатор зарекомендовал себя как эффективный деятель, то у него есть все шансы остаться на посту на четвертый срок. "Само по себе долгое пребывание у власти еще не является предпосылкой для отставки", - считает Оксана Гончаренко.

Правда, вряд ли у кого повернется язык назвать того же Минтимера Шаймиева "неэффективным". И, тем не менее, он ушел в отставку с поста президента Татарстана, причем сделал это добровольно. "Он добился высокого уровня стабилизации по сравнению с 90-ми годами и вполне мог себе позволить передать власть своему преемнику", - говорит Леонид Поляков.

То, что ротация губернаторского корпуса будет продолжена, никто из экспертов не сомневается. "Опыт, конечно, хорошая вещь, но в ряде случаев динамика не помешает", - заметил в этой связи генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Другое дело, что относиться к прогнозам относительно скорой отставки того или иного главы региона следует осторожно. Критериев для оценки достаточно, и учитывать их нужно во всей совокупности. А рассуждения из серии "главу такого-то региона отправят в отставку потому, что он не то сказал" и тому подобные критерием не являются. И потому в расчет их принимать вряд ли стоит.

Читайте самое интересное в разделе "Политика"

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить