Борис Ельцин - памятник

80-летие Ельцина: суд истории вершим мы

Страна широко отмечает 80-летний юбилей Бориса Ельцина. С середины января действуют выставки, посвященные жизненному пути политика, 1 февраля в ряде городов запланированы торжественные мероприятия, а в Екатеринбурге Дмитрий Медведев открыл первый в России памятник первому президенту РФ. В бедной на государственную мифологию современной России (из основополагающих идей — только антикоммунизм, как оправдание катастрофы 1991-го) активно создаются новые национальные символы. В случае с Борисом Ельциным эта практика выглядит как минимум двусмысленно. 

В массовом сознании первый президент давно является символом сам по себе. Но область значений этого символа распространяется от "независимости" страны от собственных исторических территорий до полной зависимости внутренней политики от крепнущих олигархических групп (под конец при живом президенте страной управляла Семья). От национального унижения козыревской внешней политики до превратившейся в информационную войну свободы слова. И хаоса, прикрытого стремительно теряющими значение терминами "демократия" и "рыночная реформа".

Интересно, что и сегодня с официальной повестки дня не снят образ лихих 90-х и тех, кто "покуролесил" в это смутное время. По-прежнему ругательными остаются понятия "либерал", "демократ" и "рыночник". На этом фоне попытки создать позитивный образ первого президента, отделить его от происходящих в стране процессов заставляют вспомнить Оруэлла.

К 80-летию первого президента либеральные политики анализируют его деятельность. И приходят к парадоксальным выводам: главное достижение — он не мешал. Владимир Милов утверждает: "Он ушел, дав нам волю". Вот тезисы автора: Ельцин не мешал свободе СМИ. Ельцин не мешал оппозиции, которая имела в Думе большинство, он не препятствовал красным губернаторам. Ельцин ни разу не отступил от института выборов как средства решения вопроса о власти.

Читайте также: Медведев открыл памятник Ельцину в Екатеринбурге (видео)

При общей спорности этих утверждений (все прекрасно помнят, чем сопровождались "выборы" 1993, 1996 годов, в обстановке какой информационной вакханалии они проходили и кто имел эксклюзивный доступ к центральным телеканалам) можно ли вообще называть плюсом действия политика, который в кризисной ситуации, требующей немедленных действий, самоустраняется от решений — "не мешает"?

Не менее интересны слова в память о Ельцине Бориса Немцова: "Он действительно считал, что свобода лучше, чем несвобода, а свободная пресса важнее, чем правильно поданная подцензурная информация... считал, что свободные выборы — это основа любого государства. Ельцин считал, что частный сектор работает лучше, чем государство... И благодаря Ельцину лично я, например, стал известным в стране и в мире политиком".

Перечислять, что именно считал Ельцин как минимум безопасно: опровергнуть такие утверждения можно только на спиритическом сеансе. В любом случае нетрудно заявить: "Уверен, внутренне он был прекрасным человеком". Но перед нами сегодня политик и глава государства, судить которого будут по его делам.

За несколько недель до юбилея в Сети журналистами был проведен своеобразный опрос: "Приближается 1 февраля, 80 лет со дня рождения Ельцина. Об этом придется много писать. Воздержимся от эмоций и рассмотрим, что он сделал хорошего, положительного, позитивного для России?" Результаты дискуссии шокирующие: "Приостановил (пусть и такой жестокой ценой) распад России — сказал регионам: "Берите независимости, сколько хотите"; "После развала СССР подписал союзный договор с Белоруссией"; "Поддерживал теннис"; "Политически уничтожил коммунизм и фактически советскую власть".

Причем даже последнее вызывает немало споров: все же неизмеримо большую роль в падении коммунизма и советской власти сыграли Горбачев и команда академика Яковлева, которые точно так же до Ельцина "дали нам свободу и демократию, отстранили от власти КПСС".

Можно говорить, что Ельцин дал нам рынок, но куда деваться от лжи, сопровождавшей этот подарок? Ведь люди шли за Ельциным, который обещал лечь на рельсы, если произойдет отпуск цен. Да и "рыночные реформы", по признаниям их архитекторов, преследовали совсем иные, нежели построение нормальной экономики, цели.

И уж конечно никто сегодня не вспомнит, что Ельцин все-таки выполнил свои "троллейбусные обещания" — победил советскую номенклатуру со всеми ее черными "Волгами" и иными привилегиями в виде продуктовых наборов. Но тут же создал российскую номенклатуру с черными "мерседесами" и миллионными долларовыми счетами в офшорах.

Возможно, Ельцин очень любил демократию. Но это не помешало ему совершить самый страшный в истории России теракт — артиллерийский расстрел законно избранного парламента.

Крайне важный вопрос, что позитивного сделал Ельцин для страны, остается предельно дискуссионным. Конечно, Борис Николаевич был первым президентом Российской Федерации. Но история государства не ограничивается периодом с 1991 по 2011 год. В ней были государственные деятели, решения и свершения которых неизбежно будут критериями для сравнения. В конце концов, суд истории вершим мы с вами.

Читайте самое интересное в разделе "Политика"

Автор Дмитрий Лысков
Дмитрий Лысков— журналист. Публицист, политический обозреватель интернет-издания "Правда.Ру". *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *