Попкорн для оппозиции

Уже в начале зимы в Москве начнут действовать свои "гайд-парки" — места для массовых политических мероприятий. В качестве аналогов лондонского Гайд-парка столичными властями выбраны парк имени Горького и "Сокольники" — с готовыми сценами, скамейками для зрителей, ларьками с газировкой и попкорном.

Как сообщил в пятницу глава департамента региональной безопасности Москвы Алексей Майоров, публичные мероприятия с участием до 2 тыс. человек, которые будут проводиться в столичных парках имени Горького и "Сокольники", не потребуют специального разрешения городских властей. "Если кто-то хочет "Марш миллионов" в количестве 5, 10 или 60 тысяч человек, то он должен подать в установленном порядке соответствующее уведомление", — уточнил, тем не менее, представитель мэрии.

Заметим, что из плюсов выбранных площадок, предназначенных для проведения массовых политических мероприятий, — это, прежде всего, их доступность. Оба парка расположены в центре столицы. Рядом метро. Есть уже готовые сцены, скамейки для зрителей, ларьки, где продаются прохладительные напитки. Здесь никто не запретит ставить звукоусилительную аппаратуру. И самое главное — устраиваемые в Сокольниках или парке "Горького" митинги не помешают жителям столицы — не потребуют перекрытия маршрутов общественного транспорта.

Между тем оппозиционеры, очевидно, уверенные, что у них есть эксклюзивное право митинговать где и когда угодно, не видят себя в столичных "гайд-парках", считая, что власти таким образом пытаются загнать протестующих в "гетто". И любое ограничение в этом своём праве они рассматривает не иначе как надругательство над гражданскими правами и свободами.

Причем идти митинговать в столичные "гайд-парки" не намерены не только "застолбивший" Триумфальную площадь Эдуард Лимонов или завсегдатай несанкционированных акций и пикетов лидер "Яблока" Сергей Митрохин, но и вполне законопослушные коммунисты. А ведь, как известно, в свое время и Маркс, и Ленин выступали в лондонском "Гайд-парке".

"Смысл "гайд-парков" заключается не в том, что это те места, где можно проводить акции протеста, — считает руководитель юридической службы КПРФ, депутат ГД Вадим Соловьев. — А в том, что это публичные места, где граждане имеют право прийти, встретиться с единомышленниками, высказать свою точку зрения по наболевшим общественно-политическим вопросам, не обращаясь к властям и не получая разрешения". По его словам, "Гайд-парк" — это свободная зона для обмена мнением.

"В той же Англии и Германии практически нет никаких запретов на проведение митингов и демонстраций в тех местах, где люди хотя проводить эти мероприятия, — утверждает Соловьев. — А у нас власть пытается подменить необходимость проведения митингов и демонстраций тем, что пытается загнать людей в какие-то резервации и только там разрешить проводить эти мероприятия". "Митинги и демонстрации сами по себе, а свободные дискуссионные площадки типа Гайд-парка — сами по себе", — говорит коммунист в интервью "Правде.Ру". "В нормальной демократической стране нужно быть готовым к любому формату проведения протестных акций", — считает он.

Между тем, известно, что москвичи никогда особо не жаловали акции оппозиционеров. Достаточно вспомнить последние инциденты участников всевозможных "оккупаев" (в скверике на Чистых прудах, на Кудринской площади), когда местные жители открыто выражали недовольство по поводу своих новоявленных "соседей" (причём в случае с Чистыми прудами дело дошло до суда). Или же митинг на Новом Арбате в марте этого года, когда жители близлежащих домов оказались фактически блокированными в своих квартирах.

Можно вспомнить в этой же связи и жалобы москвичей и гостей столицы, испытывающих проблемы при передвижении в районе Триумфальной площади, где по 31 числам каждого месяца проводят свои несанкционированные акции сторонники Эдуарда Лимонова. И в этом плане инициатива регламентировать порядок проведения митингов приходится как нельзя кстати.

Вместе с тем, очевидно, что запирать политически активных граждан в резервации тоже будет не совсем правильным. Мария Слободская, президент Института проблем гражданского общества, член комиссии по правам человека при президенте РФ полагает, что открытие в столице "гайд-парков" не должно заменить другие формы проявления гражданской активности. "Это как вы хотите получить полноценный обед, а вам предлагают выпить стакан киселя, — говорит Слободская в интервью "Правде.Ру". — При том, что эти площадки могут работать в постоянном режиме, туда нельзя загонять всех".

"Как показывает практика, чем больше людей загоняют в какие-то резервации, тем больше они ищут способы проявить себя как-то по другому. Будут уходить в подполье, как большевики. Поэтому только таким образом решать вопрос нельзя", — считает правозащитник.

Вместе с тем, по ее мнению, любые выступления оппозиции и не оппозиции должны проходить в цивилизованном режиме. "Чтобы они не заканчивались беспорядками и чтобы это не приводило к ущемлению интересов других граждан", — уверена Мария Слободская.

Автор Александр Петров
Александр Петров — журналист, бывший обозреватель политического раздела Правды.Ру *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить