Российская космонавтика выходит из анабиоза?

В последний год российская космонавтика и связанные с нею отрасли словно вышли из состояния экономического анабиоза. Похоже, в отрасли закончился период безвременья, а дальние и ближние перспективы были определены на недавнем масштабном совещании вблизи нового космодрома на Дальнем Востоке.

Мир входит в стадию постиндустриального информационного развития. Примитивные рыночные отношения по типу "купи-продай" будут вытеснены спросом на высокотехнологичные продукты и услуги, среди которых результаты деятельности космической отрасли будут одними из самых востребованных. Сейчас объем этого рынка составляет 300-400 миллиардов долларов, к 2030 году он может увеличиться до 1,5 триллиона. Развивать космос может быть гораздо выгоднее, чем наращивать экспорт топливно-энергетических ресурсов.

Очевидно, эти соображения учитывались руководством страны, когда на финансирование космических программ в России было выделено около 181 миллиарда рублей. В три раза больше, чем в 2008 году. Это позволило опередить почти в пять раз ведущие космические державы по среднегодовым темпам роста госфинансирования. А всего с 2013 по 2020 год на космическую деятельность будет выделено примерно триллион шестьсот миллионов рублей.

На что пойдут эти деньги? Во-первых, необходимо восстановить орбитальную группировку до тех параметров и размеров, которые поддерживают ведущие космические державы, включая США и Китай. Это будет сделано на базе существующих космодромов Плесецк и Байконур, где намечено развивать инфраструктуру для запуска ракет среднего класса "Союз-2", "Протон-М", "Зенит" и "Рокот".

Следующая задача — создать и ввести в эксплуатацию космический ракетный комплекс тяжелого класса "Ангара", а также отстроить новые объекты космодрома Восточный, включая создание ракетного комплекса с многоразовой первой ступенью и сверхмощного ракетного комплекса нового класса, который может перевозить свыше 50 тонн грузов.

Оговоримся, речь идет о кардинальной модернизации и обновлении космической техники, средств доставки. А куда полетят новые ракеты? На ближнюю, околоземную орбиту в первую очередь. Доставят на Международную космическую станцию многофункциональный модуль-лабораторию и автономные свободно летающие модули.

Параллельно будут разработаны роботизированные средства для изучения Луны, создан лунный взлетно-посадочный комплекс и межорбитальный буксир для пилотируемого корабля с тем, чтобы, как подчеркнул заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин, развернуть и начать эксплуатировать на Луне постоянно действующую научную базу, а в дальнейшем осуществить пилотируемый полет на Марс. Для этих целей и нужны тяжелые ракеты грузоподъемностью более 50 тонн, а на Марс возьмет курс ракетоноситель, способный переместить во времени и безвоздушном пространстве около 180 тонн, что эквивалентно трем полностью загруженным железнодорожным вагонам!

Будет возрождена и программа по изучению дальнего космоса, практически забытая в последние 15 лет. Сегодня осталось два космических аппарата "Спектр-Р", которые позволяют видеть ядра галактик на расстоянии от 5 до 7 миллиардов световых лет. В следующем году будет запущен в космос такой же аппарат, который еще больше расширит границы видимости, позволив изучать так называемые черные дыры с их сверхсветовыми скоростями перемещения материи.

Еще одна сенсация — прорывной проект по созданию транспортно-энергетического модуля на основе ядерной энергетической установки. Атомный космический корабль начали создавать еще советские конструкторы и инженеры, их разработки до сих пор опережают на семь-десять лет лет аналогичные исследования западных ученых. По словам руководителя Роскосмоса В. Поповкина, атомная ракета обеспечит совсем другие мощности, массы груза, другие скорости перелета, что будет иметь революционные последствия в космонавтике.

Разумеется, не будут забыты и совершенно конкретные земные задачи космонавтики. Спутниковая группировка "Глонасс" сегодня весьма востребована транспортниками, промышленниками, связистами. "Глонасс" уступает в точности западным конкурентам, потому поставлена задача — повысить этот показатель до одного — трех сантиметров. Успех отечественной системы позволит захватить значительный сегмент рынка операторских услуг, который оценивается в 200 миллиардов долларов.

Другое направление — космические аппараты начинают покрывать связью арктическую зону, включая Северный морской путь и трансполярные трассы для самолетов.

Заканчивается и период анархии в управлении космическим комплексом, когда, стремясь к экономической самостоятельности, мощные государственные научно-производственные объединения, решавшие задачи мирового уровня, распадались на десятки малопонятных контор со звучными названиями. Принято решение сохранить и усилить роль Роскосмоса как федерального органа исполнительной власти. Ракетно-космическая отрасль будет консолидирована в несколько специализированных крупных научно-промышленных холдингов со стопроцентным участием государства. Эти структуры будут подчинены Роскосмосу. Фактически воссоздается советская схема управления космосом при двух конкурирующих базовых космических холдингах — в Москве и Красноярске.

Выйдет ли российская космонавтика на советские темпы развития и советские высоты? Судя по заявленным целям, это вполне реально. Но важно и другое: сформирована программа, достойная великой державы и по масштабам, и по инновационному потенциалу. Космическое строительство, вовлекая десятки и сотни тысяч сограждан в действительно большое, звездное дело, может ощутимо оздоровить общественное мироощущение, придать оптимизм и чувство перспективы стране, изрядно придавленной идеологией потребительства и социал-дарвинизма.

Автор Юрий Скиданов
Юрий Скиданов — журналист, бывший корреспондент Правды.Ру
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить