Гордиев узел Владивостока: пора рубить?

Последствия владивостокских волнений не заставили себя ждать. Заксобрание Приморского края направило федеральным властям просьбу пересмотреть постановление о повышении таможенных пошлин на подержанные иномарки. Именно из-за этого документа Владивосток лихорадило в минувшие выходные.

Депутаты законодательного собрания Приморского края направили обращение к президенту Дмитрию Медведеву и премьеру Владимиру Путину. Они просят пересмотреть постановление о повышении таможенных пошлин на подержанные иномарки и возможный запрет праворульных автомобилей в России. Именно из-за этого документа в минувшие выходные Владивосток вышел на улицы.

Участники акции протеста под лозунгами «Автомобилисты против бюрократии», «Правый руль это наш выбор!», «Ищем работу», «Мы не нужны России», «Рост цен и повышение пошлин – это и есть план Путина» на длительное время блокировали движение по центральным улицам Владивостока и даже попытались захватить местный аэропорт.

Постановление о повышении таможенных пошлин на ввоз в Россию иномарок вступает в силу 11 января. Оно направлено на поддержку отечественного производителя, но ставит под угрозу основной бизнес Владивостока – переправку из Японии и перегон в регионы России подержанных японских праворульных автомобилей. В ходе акции организаторы озвучили цифры: в этой сфере заняты до 100 тысяч человек из 578 тысяч населения Владивостока.

Большая Советская энциклопедия характеризует Владивосток как крупный промышленный центр,  имеющий (имевший?) судоремонтное производство, приборостроительную и радиопромышленность, рыбокомбинат. Город, писали составители в 70-х годах прошлого века, является базой дальневосточного китобойного, краболовного, рыбного промыслов и рефрижераторного флота.

В условиях рынка эти производства и промыслы оказались нерентабельны и никому не нужны. Черта современного Владивостока: ввоз и реализация японских автомобилей в Россию является «градообразующей» отраслью местной экономики, отмечает "Общая газета".  В крае с ужасом ждут банкротств фирм и массовой безработицы в связи с повышением пошлин на иномарки.

Очередная абсурдная гримаса реформ 90-х: практически все взрослое мужское население некогда богатого города-порта вынуждено переквалифицироваться в международных спекулянтов. Вряд ли кто в здравом уме назовет такое положение вещей нормальным. Но теперь уже интересы новых владивостокцев, в их новом качестве, противоречат идее развития и поддержки собственного производства. Процесс «изготовления», если можно так сказать, подержанных иномарок в Японии им ближе и роднее.

Этот бизнес, дающий в результате сложившейся конъюнктуры неплохую прибыль, физически тормозит любую альтернативную деятельность в городе. Она просто непривлекательна. Зато здесь как на дрожжах растет инфраструктура по хранению, обслуживанию, оформлению, перегону машин. В одном из блогов житель Владивостока, объясняя воскресную ярость горожан, рассказывал - все, буквально все, от матроса, до клерка и милиционера, завязаны здесь на торговлю автомобилями. Сомневаться в его словах нет оснований.

Подобная однобокая (и что греха таить - ненормальная) специализация города-порта - это путь в никуда. «Контора» может прикрыться в любой момент, и возможных причин тому миллион: как в Японии, так и в России, и на мировом рынке. Пока получать маржу, перегоняя автомобили и ничего не производя, позволяет конъюнктура. И это положение вещей кажется незыблемым. Не так давно незыблемыми казались «голубые фишки» - биржевые акции сырьевых компаний.

Самое печальное, что безболезненно разрубить этот гордиев узел вряд ли удастся. Точно так же, как для создания нынешней порочной специализации Владивостока потребовались реформы 90-х - с их бездумным разрушением всего и вся. Но процесс этот необходим – не только и не столько для поддержки отечественного автопрома и иностранных производств на нашей территории (хотя сбрасывать эти рабочие места со счетов во время кризиса было бы очень опрометчиво). Это необходимо в первую очередь для самого Владивостока.

Главное – не забывать о «подушке безопасности» для жителей. Очень велик в этих обстоятельствах риск завязать вместо одного гордиева узла парочку других.

Блог автора

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Комментарии
Кто и почему отказывается от ГМО-продуктов
Зачем США навязывают всему миру свое энергетическое сырье
Почему нашему государству пора объявить войну офшорам
Владимир ОЛЕЙНИК: украинцы больше не видят перспектив в собственном доме
Владимир ОЛЕЙНИК: украинцы больше не видят перспектив в собственном доме
Зачем США навязывают всему миру свое энергетическое сырье
Ветеран СОБРа из Подмосковья воевал с коллекторами при помощи арсенала оружия и экзоскелета
Украина ужесточает въезд для россиян
Украина ужесточает въезд для россиян
Владимир ОЛЕЙНИК: украинцы больше не видят перспектив в собственном доме
Литва "помогла" Украине летальным оружием советских времен
Космонавты-смертники из СССР были на Луне - 29 сентября 2003 г.
Порошенко возвестил о желании поднять украинский флаг над Севастополем
Кравчук: Украина "кинула" Россию с Крымом в 1991 году
Рост цен и доходы россиян: главные задачи правительства — Никита МАСЛЕННИКОВ
Почему человечество может остаться без мороженого
МИД России рассказал, как Россия откажется от доллара
Небо в алмазах: рынок бриллиантов ждет кризис? — Дмитрий ДАНИЛОВ
Рекордное количество россиян стало работать "в тени"
Басманный суд Москвы: дело Серебренникова
Зачем США навязывают всему миру свое энергетическое сырье