Возвращение ЮКОСа, или Вспомнить всё

Нынешняя неделя проходит под знаком "дела ЮКОСа". В Москве заочно судят двух бывших акционеров ЮКОСа Владимира Дубова и Леонида Невзлина. Оба они уже 9 лет живут в Израиле и возвращаться в Россию, где обвиняются в совершении ряда экономических и уголовных преступлений, не намерены.

Экс-совладельца ЮКОСа Владимира Дубова Замоскворецкий суд Москвы уже признал 1 августа виновным в хищении из бюджета 76 миллиардов неденоминированных рублей.

Как установило следствие, в 1997 году между Минфином РФ, "дочкой" ЮКОСа "Юганскнефтегазом" и администрацией Волгоградской области было подписано трехстороннее соглашение о взаимозачетах. Зная, что Минфин должен администрации Волгоградской области 76 млрд неденоминированных рублей, а дочернее предприятие ЮКОСа - ОАО "Юганскнефтегаз" - имело задолженность перед федеральным бюджетом, фигуранты дела подготовили фиктивные документы, что уже якобы областная администрация задолжала эти же 76 млрд руб. за поставленные нефтепродукты ТОО "Эмитент" и ТОО "Аваль" - фирмам-однодневкам, у которых были открыты счета в банке "Менатеп". В общем, как только Минфин перечислил всю сумму долга областной администрации, деньги тут же перекочевали на счета этих фирм, а на следующий день ими были закрыты долги "Юганскнефтегаза" перед федеральным бюджетом.

Мошенничество стало возможным благодаря указу президента Бориса Ельцина от 17 августа 1997 года, который предусматривал особый порядок расчетов между предприятиями и субъектами федерации в случае наличия задолженности друг перед другом и перед федеральным бюджетом. И, судя по всему, именно это имел в виду Михаил Ходорковский, когда говорил о том, что они в своей деятельности пользовались теми прорехами в законодательстве, которое существовало на тот момент.

Также читайте: Европейский суд разочаровал поклонников Ходорковского

Сам Дубов на процессе не присутствовал. Ещё в 2003 году, узнав о проводящихся в его офисе обысках, бизнесмен в спешном порядке покинул Россию, обосновавшись в Израиле. В 2004 году он, а также ещё несколько сотрудников и совладельцев ЮКОСа, включая Леонида Невзлина, были объявлен в международный розыск (сначала Генпрокуратурой, а через год и по линии Интерпола). Однако Израиль отказал в выдаче.

Леонид Невзлин, являясь фактически правой рукой Михаила Ходорковского, гораздо больше известен широкой публике. В том числе и в силу своей активной политической деятельности, которую он проводил в России, финансируя различные оппозиционные проекты.

Претензии к Невзлину были куда более серьёзными. Ему было заочно предъявлено обвинение по статье 198 (уклонение от уплаты налогов физическим лицом) и 160 УК РФ (присвоение или растрата чужого имущества), а также в преступлениях, связанных с организацией заказных убийств.

Попытки России добиться экстрадиции Невзлина пока результата не дали - израильская прокуратура дважды отклоняла запросы о выдаче бывшего совладельца ЮКОСа. В том числе и после того, как в августе 2008 года Мосгорсуд заочно признал Леонида Невзлина виновным в организации убийств и покушений, хищении и неуплате налогов, приговорив того к пожизненному заключению.

В июле этого года Главное следственное управление Следственного комитета РФ объявило о завершено расследования уголовного дела в отношении Невзлина, обвиняя его в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 160 УК РФ (присвоение). По версии следствия, Невзлин в 1998 году в составе организованной группы лиц присвоил 38% пакетов акций предприятий "Томскнефть" ВНК, "Ачинский НПЗ" и других, которые (акции) были внесены Российской Федерацией в уставный капитал "Восточной нефтяной компании" на сумму более 3 миллиардов рублей. Ранее по этому эпизоду были осуждены основные акционеры ЮКОСа Михаил Ходорковский, Платон Лебедев, управляющий делами организации ЮКОС ЭП Рамиль Бурганов. Поскольку Невзлин находится в международном розыске, то как и в случае с Дубовым, судебное заседание, могло пройти без участия обвиняемого. Дело было передано в Симоновский суд Москвы, в котором уже начались предварительные слушания.

Также по теме: ЕСПЧ решил не пересматривать "дело ЮКОСа"

Безусловно, что с точки зрения стороннего наблюдателя ещё раз судить и так уже получившего пожизненное заключение Невзлина вроде бы нет никакого смысла. Но закон в данном случае руководствуется несколько другими мотивами: а именно, справедливым наказанием по всем эпизодам совершённого преступления. В конце концов ведь никто не удивляется срокам в несколько пожизненных заключений, щёдро раздаваемых американской Фемидой, или же преследованиям военных преступников времён Второй мировой войны, коим сейчас уже далеко за 80 лет.

Так что в случае с "делом Юкоса" всё приходит к своему закономерному итогу. Михаил Ходорковский и Платон Лебедев, отбывающие наказание в российских тюрьмах, далеко не единственные фигуранты "дела Юкоса" в глобальном смысле этого понятия.

По состоянию на начало 2011 года только по каналам Интерпола в розыске находились 19 фигурантов по этому делу, которые непосредственно были вовлечены в преступные схемы, и по всем ним ведётся работа.

В частности, мало кто обратил внимание на заочный процесс над экс-менеджером ЮКОСа Алексеем Спиричевым, обвиняемым в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов, который начался в Замоскворецком райсуде Москвы в июле этого года. По версии следствия, в 1998-2001 годы Спиричев "совместно с соучастниками и под руководством фактических руководителей ОАО НК ЮКОС Михаила Ходорковского и Платона Лебедева" обеспечил оформление документов, содержавших недостоверные сведения о возглавлявшихся им [Спиричевым] зависимых от ЮКОСа фиктивных компаниях, которые незаконно получили от местных администраций налоговые льготы, в результате чего государство недополучило около 10 млрд рублей. Сам Карташов ещё летом 2003 года благоразумно эмигрировал на Кипр, где и проживает до сих пор. После того как российские власти обратились к кипрским коллегам с просьбой о его экстрадиции, Карташов быль задержан кипрской полицией, однако ему удалось убедить окружной суд Никосии в том, что он преследуется по политическим мотивам.

Одним словом, страна должна знать своих "героев", даже независимо от того, в каком месте земного шара они находятся. У "преследуемых" же всегда есть шанс отстоять своё "честное имя" в судебном порядке. Хотя как раз этого, судя по всему, им совершенно не хочется делать.

Автор Лев Правдин
*
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *