Российские НКО обрели второе дыхание

В среду президент России Дмитрий Медведев внес в Госдуму законопроект, значительно упрощающий жизнь отечественным некоммерческим организациям. В поправках к закону «О некоммерческих организациях» предлагается уменьшить количество проверок, а также существенно упростить процедуру регистрации. О том, почему либерализация пока не коснулась зарубежных НКО, «Правде.Ру» рассказали известные российские правозащитники - глава движения «Сопротивление» Ольга Костина и директор Московского бюро по правам человека Александр Брод.

Закон «О некоммерческих организациях», принятый в 2006 году - как раз накануне парламентских и президентских выборов в России - как известно, вызвал ожесточенные споры. В рядах оппозиционно настроенной публики (в основном либеральной) моментально нашлось немало ярых противников этого закона. А существующие в основном на иностранные гранты правозащитники тут же заговорили об удушении гражданского общества и наступлении авторитаризма. Напомним, закон предусматривал усложненную процедуру перерегистрации и, в принципе, исключал непрозрачное финансирование.

Бурной была реакция Вашингтона. Так, госсекретарь Кондолиза Райс уже на следующий день выступила с резкой критикой Москвы. «Мы надеемся, что российское правительство понимает необходимость неправительственных организаций для стабильного демократического климата», - раздражено заявила Кондолиза Райс.

Между тем тогда, в 2006 году, речь шла отнюдь не о закручивании гаек, а лишь о защите от слишком уж явного стремления выступающих в роли верховного арбитра Штатов навязать нам свою игру. К примеру, из доклада госдепартамента США «Поддержка прав человека и демократии: действия США в 2006 году» напрямую следовало, что американская администрация намерена активно поучаствовать в российском избирательном процессе. В документе, в частности, открыто признавалось, что Штаты собираются оказать «поддержку проведению свободных и справедливых выборов депутатов Государственной Думы в декабре 2007 года и президента РФ в марте 2008 года».

Подобное заявление, естественно, было расценено как намерение вмешаться во внутренние дела России. И действительно, говоря о «подготовке к свободным и честным думским выборам», Госдеп готовил ни что иное, как почву для откровенной экспансии в российскую политику. В прессе, впрочем, уже неоднократно раскрывались механизмы «экспорта демократии» в нашу страну, признанную Белым домом «остро нуждающейся» в «корректировке политического курса».

Так, по некоторым данным, только в 2006 году США выделили на «продвижение демократии» в России порядка 85 миллионов долларов. И хотя Госдепартамент никогда не считал нужным подробно отчитываться о расходовании выделенных на отстаивание своих интересов средств, в принципе, не скрывалось, что деньги перечислялись в разного рода НКО, а через них уже инвестировались в оппозиционных политиков. И это происходило, даже несмотря на то, что российское законодательство категорически запрещает иностранное финансирование политических партий и движений.

Как следствие, в стране или, например, по соседству в государствах СНГ стали проявляться филиалы международных фондов «по продвижению демократии», в задачи которых как раз и входила подготовка российских партий «к полноправному участию в выборах в Государственную Думу в 2007 году». Одним из них, к примеру, можно считать «Национальный демократический институт» (НДИ), патронируемый экс-госсекретарем администрации Билла Клинтона Мадлен Олбрайт.

Одновременно в России активизировались разного рода политики и движения, делающие ставку отнюдь не на традиционные парламентские формы политической борьбы, а на апробированные в Киеве и Тбилиси т.н. «майданные технологии». Появилась на свет созданная не без участия западных дипломатов оппозиционная коалиция «Другая Россия». По стране пошли гулять «Марши несогласных».

К 2008 году ситуация радикально изменилась. Не просуществовав и двух лет, «Другая Россия» развалилась на маргинальные группировки, «марши» свелись к мелким хулиганским выходкам. Сергей Лавров и Хиллари Клинтон «перезагрузили» российско-американские отношения. Как следствие, в закон «О некоммерческих организациях» теперь вносятся поправки, облегчающие жизнь российским НКО.

Между тем в правозащитном сообществе, как выясняется, не все рады этому законопроекту. К примеру, лидер движения «За права человека» а, по совместительству, и член оппозиционного движения «Солидарность» Лев Пономарев уверен, что отделять настоящих правозащитников, которые, действительно, помогают гражданам, от тех, кто в

Российские НКО обрели второе дыхание
Российские НКО обрели второе дыхание
основном занимается политикой, – неправильно. «Такой подход абсолютно неправомерен», - заявил «Радио Свобода» правозащитник, надеющийся на то, что «послабления, которые предусмотрены ожидающимися поправками, не будут всерьез восприниматься ни российской общественностью, ни западными аналитиками, в том числе – и руководством США».

«Мы все помним, с чего началась эпопея с ужесточением закона об НКО, -  говорит лидер правозащитного движения «Сопротивление» Ольга Костина. -  Она началась с того, что через сетевые международные структуры при помощи неправительственных организаций оказывалось влияние, зачастую это использовалось в провокационных и политических целях». «Каждое государство защищается от такого рода влияний, - отмечает правозащитник. - Российские власти тоже предприняли такую попытку, возможно, слишком жесткую». По мнению Ольги Костиной, теперь необходимо укреплять свой сектор в этой области. «Если мы хотим построить у себя в государстве нормальное общество, надо добиваться внутреннего контроля, а не ждать, когда нас отрегулируют извне», - уверена глава правозащитного движения «Сопротивление». 

«Законодательство должно быть четким и прозрачным, нужно просто различать действия, связанные с защитой прав человека, и действия, которые используются в качестве спекулятивного фактора. Я думаю, что это в большей степени задача спецслужб, а не граждан, это лежит в зоне их компетенции», - считает Ольга Костина. 

«Конечно, деятельность зарубежных неправительственных организаций и фондов не должна быть политизированной, не должна вступать в противоречия с российским законодательством, – говорит Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод. - Думаю, что для иностранных представительств и фондов законодательство и условия работы должны быть проработаны дополнительно, поэтому пока в отношении них вопрос отложен на неопределенное время».

«Что касается зарубежных организаций, работающих на территории РФ, то они должны очень строго соблюдать российское законодательство, - уверен правозащитник. - Я знаю, что, когда российские НКО открывают свои филиалы за границей, они сталкиваются с очень жесткими требованиями местных законов. Чем Россия хуже?»

Автор Александр Петров
Александр Петров — журналист, бывший обозреватель политического раздела Правды.Ру *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *