Их в дверь, они в окно: иноагенты стали хитрее и изобретательнее

Ловкость рук: иноагенты демонстрируют чудеса изобретательности

Некоммерческие организации, которые получают материальную помощь от иностранных государств через физических лиц — граждан РФ и ведут политическую деятельность на территории России, могут быть приравнены к иностранным агентам. Это один из итогов парламентских слушаний в Совете Федерации, речь на которых шла о мерах по предотвращению вмешательства во внутренние дела нашей страны.

В проекте рекомендаций сказано, что необходимо "изучить вопрос о возможности внесения изменений в законодательство РФ в части дополнения перечня иностранных источников, получение финансирования из которых является условием признания некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, гражданами Российской Федерации, получающими денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц". Привлечь к этому предлагается Министерство юстиции РФ, Росфинмониторинг, ФСБ и Генпрокуратуру.

По словам главы комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству Андрея Клишаса, речь идет о ситуациях, когда через физических лиц иностранные учреждения финансируют российские НКО. "Это вопрос законодательства. Проблема существует в том, что через физических лиц стали иностранные учреждения передавать финансирование НКО", — отметил он, выразив уверенность, что "эта лазейка будет закрыта".

"Стали очень много использовать финансирование через наличные, через физических лиц; я считаю, что это неприемлемо", — подчеркнул сенатор. При этом сами "граждане не могут быть (иностранными) агентами, это понятие действует только в отношении юридических лиц", напомнил он.

В России с 2012 году был принят закон об НКО — иностранных агентах. К таковым относятся организации, занимающиеся политической деятельностью и получающие финансовую поддержку от других государств, иностранных граждан, фондов, лиц без гражданства. Согласно закону, иноагенты должны регистрироваться в специальном реестре Министерства юстиции и указывать свой статус при публикациях в прессе и Интернете. Стоит отметить, что по данным Минюста, в 2014 году в России было 4108 некоммерческих организаций, который получали иностранное финансирование. На 1 января нынешнего года в реестре было зарегистрировано 103 НКО — иностранных агента, тогда как годом ранее их было 154.

Еще перед принятием поправок закон о иноагентах подвергался резкой критике — в первую очередь, разумеется, со стороны самих потенциальных иностранных агентов, а также их западных партнеров. Прежде всего из-за самого термина, который в понимании отечественных правозащитников был тем же самым, что добровольно назваться шпионом. Ну и сокращение объемов финансирования — некоторые из представителей НКО не делали секрета, что зарубежные гранты являются основным источником пополнения бюджета их организаций.

Напомним, в настоящее время в ЕСПЧ находится иск шести десятков российских НКО, которые оспаривают закон об иностранных агентах. Участие в рассмотрении жалобы собирается принять комиссар по правам человека Совета Европы Нил Муйжниекс, который ранее неоднократно критиковал российское законодательство и в том числе закон об иноагентах, который он называл абсолютно неправовым.

В прошлом году по поручению президента России в законодательство были внесены поправки, которые уточняют понятие "политическая деятельность НКО". Среди таковых названы участие представителей некоммерческих организаций в митингах и шествиях, в деятельности, направленной "на получение результата на выборах", в том числе наблюдение и формирование избиркомов. Кроме того, политической деятельностью признаются публичные обращения к госорганам об "отмене законов или правовых актов", распространение оценок госполитики, а также в формировании общественно-политических взглядов путем соцопросов.

К политической не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, соцобслуживания, защиты материнства и детства, пропаганда здорового образа жизни, а также благотворительная деятельность.

Тем не менее, судя по результатам слушаний в Совфеде, российские власти не считают вопрос с НКО-иноагентами закрытым. Вопрос по-прежнему актуален, учитывая президентские выборы в следующем году и размах антироссийской истерии на Западе.

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить