Год спустя: мнения о войне в Южной Осетии

Исполнился ровно год с того момента, когда грузинская армия атаковала спящий Цхинвал. Скоротечная война в Южной Осетии стала настоящим потрясением для многих людей. Своей оценкой тех событий с "Правдой.Ру" поделились известные актеры, писатели и общественные деятели.

Борис Галкин, актер, режиссер, член Союза кинематографистов России, президент Гильдии актеров кино России, заслуженный артист России:

Мое мнение можно выразить одной фразой - если близлежащие народы будут заниматься шкурничеством, у кого больше, кто самостоятельней, это мое - это твое, то войн и конфликтов не избежать. В жизненном опыте Кавказа и России были периоды сложные, трудные и конфликтные, но в целом за века сложилась традиция жизни кавказцев в России или России на Кавказе. И до тех пор, пока будет происходить деление на Россию и  Кавказ, то я полагаю, что все равно будет – они и мы, мы разные.

См. также Уроки югоосетинской войны по оценкам экспертов "Правды.Ру "

Если к этому будут относиться немного по-другому, что Россия это и есть Кавказ, тогда улягутся страсти, и люди поймут, что они исторически, корнями связаны с великой Российской державой. Что традиции эти крепкие, и приходил на выручку русский к кавказцу и кавказец к русскому.

Очень многое связано не только с военным делом, но и с культурой. Достаточно семей, уже породнившихся, пустивших корни здесь и там. Все это говорит о том, что самое главное - в жизни Кавказа и России есть своя традиция. Если ее любить, беречь, ценить, жить, отдавая должное этому неожиданному жизненному успеху, я считаю, это успех как для одной, так и для другой стороны, тогда будет все слава Богу.

Есть ли опасность нового конфликта? Ничего исключать нельзя... Просто хотелось бы, чтобы мудрых людей было больше.

Экстремистки настроенным людям я бы рекомендовал как раз брать пример с России. Обратите внимание, какое количество и сколько национальностей живет в России! И если не нарушается закон, то пожалуйста - живи, работай, действуй. Сколько есть диаспор – азербайджанская, грузинская, армянская. Помните, как после этой конфликтной ситуации, после этой войны  схватились все за голову – сейчас начнут гнать грузин и т.д.? Но ничего подобного не было.

См. также Дмитрий Медоев: победить наш народ невозможно

А вообще я хотел бы сказать некоторым людям, которые иногда очень коварно раскачивают лодку, что есть невероятная радость и счастье - хранить и беречь традиции, особенно традиции взаимоотношений народов. Это необычайно плодотворное дело, которое приводит к покою, к миру, к созиданию.

Евгений Герасимов, народный артист России:

- Безусловно, за прошедший год обстановка изменилась. Прежде всего, обстановка информационная.

Во-первых, мировое сообщество сегодня практически полностью на стороне народа маленькой территории на Кавказе. В частности, снят полнометражный художественный фильм в голливудском стиле о работе западных журналистов в Южной Осетии, в котором ситуация трактуется именно как вторжение Грузии при поддержке США. Именно они выставляются, как агрессоры, и их солдаты и пытаются убить журналистов. Когда такое было, учитывая то, что в конфликт активно вмешалась Россия?

Во-вторых, Обама прилетел в Россию, но не поехал в Грузию. В отличие от Буша. То, что сейчас происходит между нашими странами, получило название "перезагрузка отношений" и дает надежду, что впредь без консультации с Россией никаких военных, экономических или политических акций против Южной Осетии, Абхазии и других территорий и стран, которые поддерживает Россия, производиться не будет. Это называется "стабильность", и именно в ней принципиальное отличие от ситуации годичной давности.

Как может оценивать те события любой порядочный человек? Внезапный обстрел мирных поселений – прецедент не просто не допустимый в современном мире, а выходящий за всякие нравственные, правовые и политические рамки. Расследование, которое ведется уже год, показывает, что население Южной Осетии в целом ни в коем случае не считало, что находится в не решаемом мирным путем конфликте с Грузией.

См. также Михаил Саакашвили загнал страну в тупик

Ничего подобного не было, неглубокие погреба и подвалы домов не спасали людей от снарядов. В этом и весь ужас случившегося. По сути, это попытка геноцида целого народа.

Год спустя: мнения о войне в Южной Осетии
Год спустя: мнения о войне в Южной Осетии

Что касается международной ситуации, то улучшение отношений между Россией и США – это в значительной степени  следствие событий в Южной Осетии. Последние события дают основания на осторожный оптимизм в прогнозах развития отношений между нашими странами.

Думаю, что и ситуация вокруг Южной Осетией вполне может быть решена за столом переговоров. Каким будет это решение – это вопрос к дипломатам.

Со своей стороны, я бы хотел отметить тот факт, что один из тех, кто защищал Цхинвал в составе миротворческих сил, молодой актер местного театра, в этом году поступил в Щукинское театральное училище в Москве. Я тоже его заканчивал и уже довольно давно вхожу в комиссию, которая принимает дипломные спектакли. Постараюсь не потерять молодого человека из вида, при возможности что-то подсказать, посоветовать.        

Юрий Поляков, главный редактор "Литературной газеты", сопредседатель Международного литфонда, председатель Всероссийского фонда поддержки и развития культуры "ПРОК":

- Так получилось, что я побывал в Грузии перед началом этих событий, уехал буквально за несколько дней до начала. И меня тогда очень удивила, я бы сказал, такая агрессивность той грузинской творческой интеллигенции, с которой я общался. Она была настроена весьма воинственно. Смысл разговоров был такой – нет ни абхазов, ни южных осетин, это грузины. Поэтому отдайте их нам, и у вас всегда будет верный союзник на Кавказе.

См. также Мораль прошлогоднего августа

Только я вернулся, и разразилась эта война. Я считаю, что если Грузия в свое время не захотела оставаться в рамках единого государства с Россией, захотела пойти своим историческим путем, ей никто в этом не помешал, то почему не имеют на это право осетины и абхазы? Вот эта логика мне не понятна. Почему грузин имеет право на самоопределение, а народы, которые чисто административно были приписаны Грузии, потому что они входили в Российскую империю,  - нет? Объяснить мне никто не мог.

Один грузин, живущий в России и возглавляющий толстый российский журнал, долго мне объяснял, почему Россия не имела право поддерживать эти два народа, которые не хотят строить свою историческую судьбу вместе с грузинами, видимо, имея на это основания. Когда я парировал все его доводы, наконец, он не выдержал и сказал: вы же умный человек, как вы не понимаете, что без этих территорий  Грузия как государство будет несостоятельна? На что ему ответил, что состоятельность Грузии лично меня  как гражданина России волновала тогда, когда она входила в мою страну. Когда она самостоятельная страна, меня лично, как русского человека и как гражданина России, историческая судьба Грузии уже не волнует. Она сделала свой выбор.

И надо сказать, что какого-то понимания на этот счет все-таки достигнуто не было. Каждый остался при своем мнении. У нас в Переделкино был небольшой инцидент. Один живущий в России грузин, являющийся гражданином России, когда зашла речь об этом конфликте, назвал российские войска оккупантами. Состоялось достаточно бурное обсуждение.

Это говорит о том, что этнические конфликты имеют не только геополитическую и военную составляющие, но еще и рациональную составляющую, коренящуюся в глубинах этнического чувства, которое залегает гораздо глубже, чем все наши социальные инстинкты и т.д.

И в этом смысле прошедший год ничего не дал, т.е. каждый остался при своем мнении. Одни считают, что Россия  поступила абсолютно правильно, в том числе и я, просто спасла два небольших народа, в свое время доверивших свою судьбу именно России, а не Грузии, от уничтожения или от достаточно серьезной дискриминации. А другие - наоборот...

Как дальше будут развиваться события, мне трудно сказать, я не политолог и не историк. Но как писатель, который обладает социально-историческим сейсмографом, я чувствую, что это очень серьезный конфликт. Такое мое ощущение.  

Андрей Пржездомский, член Комиссии Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированием судебно-правовой системы, исполнительный директор Российского фонда свободных выборов:

- К сожалению, люди не извлекают уроков из того, что происходит, и все время натыкаются на те же препятствия, которые были в прошлом. Что касается данного конкретного события, ужасных трагических событий, на мой взгляд, поскольку я сам соприкоснулся с этим, имел возможность видеть то, что произошло и говорить со многими людьми.

Мне понятно сегодня только одно, что непримиримая черта пролегла между двумя народами очень жестко. И сегодня, если не будет достаточно четкой обеспеченной защиты для южных осетин, думаю, что судьба их как народа, как этноса может закончиться трагедией, какие человечество не раз переживало в других ситуациях геноцида. Здесь мне кажется, что говорить сегодня о компромиссе, о движении навстречу друг другу пока преждевременно. Должны хотя бы зарубцеваться страшные раны этих событий.

Республика Южная Осетия постепенно начинает возрождаться. Конечно, очень помогает Россия, российская помощь сейчас является главной доминантой развития Южной Осетии.

Но они должны все строить сами. Безусловно, при нашей помощи, при нашей поддержке и нашем дружеском совете. Вектор дальнейшего развития республики Южная Осетия я вижу в том, что заработают механизмы саморегулирования самой республики, т.е. появятся собственные ресурсы для возрождения, восстановления и дальнейшего развития.

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *