Евгений Михайлов: Арина Родионовна кому попадя сказок не сказывала

Уставшее лицо. Не очень-то внимателен к собеседнику, но предметом разговора владеет. Говорит внятно, не мямлит. И все-таки его голос напоминал мне скрипучую, жалующуюся на жизнь лестницу. А в остальном... Я не чувствовал себя неловко, напряженно в его компании, хотя он достаточно проволынил меня в приемной, да и “свиданка” наша с ним не раз откладывалась. “Что ж, у него государственные дела”. Он же на свою занятость не ссылался, а потому, наверное, и не извинялся. Правда, посетовал на утомленность, перегруженность губернаторскими заботами, когда я спросил: “Собираетесь ли участвовать в гонке за президентское место?”Ну не до того, значит, не до того. Впрочем, мы земляки и нам было о чем поговорить, однако, когда наконец свиделись, каждый, наверное, больше говорил не вслух — про себя. В паузах нашего разговора я мысленно вытаскивал из блокнота строчки, которые касались моего собеседника:

Глава администрации Псковской области Евгений Эдуардович Михайлов родился в 1963 году в г. Великие Луки, окончил строительный техникум, на истфаке МГУ получал Ленинскую стипендию. Избирался депутатом Моссовета, депутатом Госдумы 1-го созыва — по одномандатному округу, 2-го созыва — по спискам ЛДПР. На выборы главы администрации Псковской области шел под лозунгами ЛДПР. Наслышался всякого о губернаторе. Говорили о Михайлове и хорошее, и плохое, и нечто среднее. Что неоднозначно судили о человеке — штрих, на мой взгляд, в портрете политического деятеля положительный.

Правда, на сие можно посмотреть и по-другому: ни два, мол, ни полтора... С чем вовсе не согласны некоторые издания, которые, повествуя о делах в области, налегают на один лишь негатив, рубят с плеча: Михайлов-де местных писателей прижал (тех, кто коммунистов поддерживал), деньги государственные в казну Жириновского гонит, только водкой, благодаря высокой прибыли от нее, и занимается и проповедует главным образом “партийное зелье”... Даже губернаторские усики кое-кому мешают. Сам слышал: “Наш фюрер. Почитайте его книгу “Бремя имперской нации”.

В ней немало интересных пассажей. О национальном фундаменте российского государства: “Уже нет никаких иллюзий относительно “дружбы народов”... Необходимо строить государство на основе понимания русского этноса и прагматической национальной идеологии”. Думаю, няня, Арина Родионовна не стала бы рассказывать русских сказок, не помышляя прежде всего о земле родной. И Михайлов в определенное ухо говорит о переустройстве федерации: “Надо, используя благоприятную возможность, отделить (с учетом стратегических интересов, разумеется) раскрывшие свое агрессивное лицо наиболее воинственные антирусские образования”. Кому как ни псковскому губернатору писать о теоретических основах русского либерализма — ведь в свое время он готовил диссертацию о земском либерализме на рубеже веков на примере такой видной фигуры в отечественной политике, как Дм. Ник. Шипов (1851—1920). Цитируют. Обсуждают. Говорят разное. Иногда самое гадкое. Потому и судится губернатор сразу с несколькими центральными газетами, обвиняя их во лжи и далеко не в интеллигентных изысках.

Приехав в Псковскую область, я же прежде всего обратил внимание вот на что. Здесь, в отличие от иных мест, не забыли о литературе, рассказывающей о родной земле, ее людях. Подивило меня и обихоженное Пушкиногорье, которое, по выражению директора музея-заповедника “Михайловское” Георгия Василевича, является деревенской столицей России. Ладно, тут третьей столице с реставрацией помогли и Санкт-Петербург, и Москва, хотя в основном обошлись своими силами, но вот кто займется псковскими фресками XII века — загадка, и безучастно прозвучали слова губернатора в разговоре со мной: — Радости здесь не предвидится. Зато Михайлов похвастался маргариновым заводом, созданным совместно с норвежцами. Конечно, не хлебом единым жив человек, однако мой собеседник больше всего печется о строительстве областной детской больницы, взлетно-посадочной полосы (Псков не имеет пассажирских авиалиний), новой телевизионной вышки, дома ветеранов в Великих Луках, газопроводов в районах...

— Далеко не просто подключиться к бюджетным средствам, но у вас получилось. Деньги идут на социально-бытовые нужды. Как вы ими распоряжаетесь?

— От намеченных сумм выделено пока лишь двенадцать процентов средств. Деньги мы не распыляем, уделив все внимание “долгострою”. Собираемся поднять тридцать-сорок объектов. Детскую больницу, например, начали возводить более десяти лет назад.

— Газеты писали, что у вас в области шла настоящая идеологическая война...

— Наблюдалась попытка реванша — ведь кто-то был отодвинут от власти, были задеты интересы некоторых коммерсантов, причастных к ним структур. Знаете, когда с какой-то частью интеллигенции становишься по разные стороны баррикад, она проявляет себя довольно агрессивно. Чего стоят такие слова в печати: “И кто только выбрал губернатором этого Вольфычева выб...ка, знать бы?” Тут и оскорбление, и угроза. Сколько натерпелись с водкой, спиртом. “Пьяный суррогат” с Северного Кавказа, Белоруссии буквально захлестывал область — кто грел возле него руки, еще выяснится. Милиции нам бы помочь, а она палки в колеса, вот уже и с ней сколько воюем. А ведь взяв под контроль алкогольный рынок, мы забрали в бюджет десять миллионов долларов. — Перекрыв производство дешевой водки, администрация позаботилась о здоровье населения и лишила доходов чиновников, которые, подобно Человеку с ружьем, до конца собирались защищать свои завоевания. Судя по недавнему выступлению Жириновского на парламентских слушаниях “О государственной алкогольной политике в России”, этот бизнес контролировала псковская милиция. Как он сказал, теперь она лишилась пяти миллионов долларов в год. Я не могу говорить о таких криминальных связях, этим должны заниматься соответствующие органы.

— А как с отчислениями в партийную кассу?

— Бредни. С клеветниками судимся... Мы вот второй энергоблок на станции запустили и теперь ГРЭС работает на полную мощность.

— Кого вы видите российским президентом в двухтысячном?

— Борис Николаевич — нежелательный вариант, но не самый страшный. Какая-то гарантия стабильности будет, но все-таки лучше б не он... Лужков-Черномырдин, я рассматриваю их в альянсе (а вот как они объединятся?), первый — конфликтный, жестковат, второй со здравым смыслом и постарается лодки не раскачать... При Зюганове чего-то хорошего ждать не придется, будет одна задача — не загубить все окончательно и не пойти бы совсем на дно. Но лидер коммунистов не выиграет. Лебедь... Привлекательна его риторика. Но на что он способен как руководитель, никому неизвестно. Может, теперь в Совете Федерации проявится. Не нравится его поведение в Чечне, где-то граничащее с предательством. Непредсказуемый, сложный человек. Все будет зависеть от того, с кем он договорится перед выборами — с какими политическими, финансовыми силами. И все-таки шансов на успех у него мало. Владимир Вольфович... Его рейтинг упал, он подустал физически, сколько ж можно воевать, пошли ошибки. Он — лидер, но один в поле не воин, попрекать его не в чем, все время был бойцом, занимая несколько лет кряду центристскую позицию в Думе. В команде он будет хорош. А вообще-то я не вижу сейчас лидера, за которым пошел бы народ, лидера, который вывел бы Россию на светлую дорогу.

Записал Владимир ЧЕРТКОВ.

Автор Владимир Чертков
Владимир Чертков — лучший журналист Советского Союза 1985 года. "Почетный полярник СССР". Один из основателей Правды.Ру
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *