Зачем фальсифицировать историю?

В конце Первого съезда Союза советских писателей в 1934 г. один из писателей сказал М.Горькому: “Мы на съезде говорили лишь о том, как писать книги для взрослых, но ничего не говорилось о том, как писать для детей”.

На это М.Горький ответил: “Для детей надо писать так же, как для взрослых, только намного лучше”.

И действительно, для школьников и студентов нужен не легкий неоидеологизированный пересказ былых событий, а объективное их освещение и критический анализ, способные породить глубокие раздумья, умение извлекать уроки из истории. Изложение материала для детей должно быть, конечно, популярным, увлекательным и интересным.

Однако, к сожалению, таких книг по истории у нас нет, нет пока и учебников, отвечающих этим требованиям. И не только по Великой Отечественной войне или вообще по советскому периоду - вся российская история во многом искажена. Это прежде всего относится к происхождению российской государственности. Некоторые авторитетные историки давно уже говорят: “История государства российского” Карамзина - это немецкая версия российской истории”. Большинство помощников Карамзина были чужестранцы, и они все на свой лад сделали.

Не случайно они так небрежно обошлись с богатейшими историческими материалами, собранными и обработанными В.Татищевым. Главная их мысль - это варяжское происхождение российской государственности. Последователи такой версии и сегодня называют Россию “этой страной”, исходя из того, что наша земля обильная и богатая, а порядка в ней нет, никакой независимости и самостоятельности она не заслуживает.

Для наведения порядка нужно призвать новых варягов, пришествие которых теперь подготавливают экономической, информационной экспансией и так называемыми миротворческими силами, которые проводят систематические тренировки на всех подступах к нашей стране.В последние годы особенно много фальсификаций по советскому периоду нашей истории и, в частности, Великой Отечественной войны.

В этой области у нас две крайности. С одной стороны, наши родные ортодоксы, которые не принимают никакой критической оценки советского периода, наших неудач, деятельности КПСС, хотят оставить нетронутой всю историю в том виде, как ее писали в первые послевоенные годы. В этой истории много правды, которая подтверждается таким непреложным фактом, как наша великая победа в Великой Отечественной войне. Если даже ее ниспровергатели перебесятся, победа всегда будет говорить сама за себя.

Но вместе с тем, если мы хотим быть честными перед самими собой, мы не можем не пересмотреть многие наши прежние оценки и суждения. Разве случайно в народе ходили такие прибаутки: “Великая Отечественная война - эпизод в битве за Малую землю”, “Воевал ли ты на Малой земле или отсиживался в окопах Сталинграда?” Это была реакция на ту историю, которую писали в угоду отдельным личностям.Когда-то Воениздатом была выпущена хронология Великой Отечественной войны, и там среди командующих войсками фронтов не упоминался Г.К. Жуков. В первом томе истории Великой Отечественной войны начальник германского генштаба Гальдер упоминается 12 раз, а Жуков ни разу. Долгие годы не разрешалось по-настоящему изучать причины наших поражений в 1941 г. или под Харьковом в 1942 г. и многое другое.

Стоит сказать об ошибках Сталина, как сразу начинаются возмущения: “Почему охаиваете Сталина?” Вообще искусственно превозносить и охаивать никого не нужно. Каждая историческая личность должна быть оценена объективно. Безусловно, когда речь идет о Сталине, надо сказать о его заслугах, ибо под его руководством выиграна война. Он мобилизовал все силы страны для отпора врагу. Глупо, когда пишут, что победа одержана не благодаря, а вопреки Сталину, хотя бы потому, что ни один политический, народнохозяйственный или стратегический вопрос без его ведома не решался.

Но все это не дает основания умалчивать об его ошибках.Объективно нужно освещать и нашу послевоенную историю, причины крушения СССР, не стесняясь сказать не только о вмешательстве извне и предательской роли последних советских руководителей, но и о внутренних слабостях нашей политической и экономической системы.

От истории, которая искажает и сглаживает острые углы, нам надо реально избавляться. Словом, нужна объективная история, и писать, преподавать ее надо так, как было на самом деле. Иначе мы ничему не научимся из опыта прошлого и должных уроков не извлечем. Обо всем этом приходится говорить еще и потому, что однобокий подход к некоторым событиям вызывает недоверие, ослабляет наши позиции по большинству коренных фундаментальных вопросов, где правда безусловно на стороне тех историков и ветеранов, которые стоят на подлинно научных, патриотических позициях.

Другая сторона наших бед в изучении истории, представляющей несравненно большую опасность для общественного сознания, - это стремление в неприглядном виде изобразить весь советский период истории, дискредитировать победу советского народа в Великой Отечественной войне. Причем эта кампания приобретает все более широкий размах. Недавно, совершая поездку по Волге по историческим местам, мы были в Самаре, Саратове, Чебоксарах и других городах. Экскурсоводы и гиды вышколены лучше, чем в прежние цэковские времена. Все они держат в руках фотографии, показывают разрушенные в советское время храмы, о чем приходится сожалеть. Но не показывают, где, какие появились за те же годы заводы и фабрики, университеты и дома культуры, не показывают остановленные за последние годы предприятия, лишенных работы и зарплаты рабочих, разрушающихся без взрывов культурных учреждений и учебных заведений. Какая же здесь объективность?

В исторических трудах и учебниках в ряде случаев не только фальсифицируются исторические события, но проскальзывает во всем какая-то озлобленность и ненависть к своей стране, ко всему светлому, что у нас было, превозносятся действия западных стран, которые, несмотря на критические события на советско-германском фронте, годами тянули с открытием второго фронта, восхваляются гитлеровские генералы, проигравшие войну, предатели типа Власова. А наших полководцев, одержавших выдающиеся победы и спасших человечество из-под фашистского порабощения, показывают жестокими и бездарными. Лживые, провокационные книги Резуна “Ледокол”, “День М” и другие издаются многократно, огромными тиражами. Например, “Ледокол” в ряде вузов рекомендован студентам как учебник. А издать правдивые книги о войне невозможно. Эдвард Радзинский имеет возможность часами вещать по телевидению, весьма вольно и субъективно толкуя многие исторические факты. Например, он говорит, что в мае 1941 г. в округа была направлена директива Главпура о воспитании личного состава в наступательном духе, хотя он не может не знать, что такая директива готовилась, но не была одобрена Политбюро ЦК ВКПб и поэтому к началу войны в войска не была направлена.

Вместе с тем уже давно историков или ветеранов, доподлинно знающих войну, не видно на телевидении, не слышно по радио. Ответить Э.Радзинскому и другим “новорусским” историкам невозможно. Развернута массированная психологическая атака на подлинную историю Великой Отечественной войны, под видом ликвидации “белых пятен” происходит фальсификация и пересмотр даже совершенно очевидных фактов. Дело дошло до того, что нашу страну объявляют зачинщиком второй мировой войны.

О том, насколько абсурдно утверждение, что Сталин хотел первым напасть на Германию, можно судить хотя бы по таким примерам. Фашистская Германия уже изготовилась для нападения, а Сталин не разрешает привести советские войска в боевую готовность. Даже когда война уже началась, Сталин отдает директиву фронтам разгромить вторгшиеся группировки противника, но госграницу не переходить. Вдумайтесь, как можно собираться наносить упреждающий удар и запрещать войскам переходить границу. Смешно оправдывать Гитлера, который в действительности первым напал на Советский Союз, и факт агрессии со стороны фашистской Германии является свершившимся историческим фактом.

Цель всех этих фальсификаций и информационной диверсии в области военной истории очевидна показать, убедить людей, что наш народ не имел достойного прошлого, поэтому ему не на что рассчитывать сегодня и в будущем.В прошлом году на конференции по истории второй мировой войны один историк прямо заявил: ветеранов мы все равно не переубедим, нужно сделать главный упор на проведение своих взглядов в учебниках для школ и вузов. И, к сожалению, эта установка проводится уже в жизнь.Мне уже приходилось говорить об учебнике, выпущенном Гуманитарным университетом “Наше отечество”. В нем Великой Отечественной войне отведено 45 страниц, из которых буквально 15 строк посвящено успешно проведенным операциям и победам, достигнутым советскими войсками. Все остальные страницы заполнены сообщениями о преступлениях, ошибках, поражениях и всякого рода измышлениями.

В учебнике для основной школы А.А. Кредера “Новейшая история. ХХ век” (М. Изд. центра гуманитарного образования, 1996) вообще не упоминается Октябрьская революция, ни слова об образовании СССР. Можно по-разному относиться к этой революции. Но как можно скрывать от детей, что была такая революция. На стр. 129 сказано, что “...СССР стал соучастником развязывания новой войны”. Из всех военачальников второй мировой войны упоминается лишь один Монтгомери.

В Энциклопедии для детей, изданной под редакцией Светланы Исмаиловой, названы только два выдающихся полководца — Жуков и... Власов. При этом дано несколько фотографий последнего.Для каждого очевидно, что из таких учебников ничего подлинного и путного об истории узнать невозможно, это не случайные ошибки. Идет целенаправленная кампания по переиначиванию истории в угоду неоидеологическим установкам.

Однако никакой народ никогда не примет такую фальсифицированную историю, которая делает бессмысленной жизнь целого поколения людей.Вместе с тем нельзя недооценивать, что оболванивание людей средствами массовой информации приняло такие масштабы, что некоторые даже сведущие в истории люди говорят: про одни и те же события одни пишут одно, другие - другое. Чему и кому верить? Я всегда говорю: верить надо себе, внимательно изучать и сопоставлять факты. Поясню эту мысль на некоторых проблемных вопросах истории Великой Отечественной войны, которые больше всего извращаются.

Первый вопрос: была ли неизбежна война против нашей страны и в чем был смысл Великой Отечественной войны? Высказывается мнение, что если бы не Октябрьская революция, не образование социалистического государства, то на нас никто бы не нападал. Однако анализ многих документов и событий того времени показывает, что устремленность на экспансию против нашей страны в политике Германии была заложена настолько глубоко, что она бы рано или поздно состоялась независимо от того, какое было у нас государство царское, буржуазное или социалистическое.

Некоторые люди пишут и говорят, что пусть бы лучше Гитлер победил, тогда жизнь у нас была бы лучше. Но при этом забывают, что война СССР с фашистской Германией была не обычной войной. Гитлер ставил целью уничтожение 30 — 40 млн. славянских и других народов, полное порабощение и расчленение страны, лишение ее всякой независимости. Поражение СССР открывало фашистам путь к порабощению всей Европы и установлению совместно с японцами мирового господства. Поэтому речь шла о жизни и смерти страны и ее народов. Даже такие антисоветски настроенные деятели, как Деникин или Набоков, не хотели сотрудничать с немцами и сочувствовали Красной Армии. Главный смысл Великой Отечественной войны был в защите Отечества, которая объединяла всех людей. Спасая свое Отечество, мы спасали и другие народы от угрозы фашистского порабощения.

Второй вопрос - о причинах наших поражений в 1941 г. Главная причина - политический просчет Сталина. За рубежом и у нас до сих пор пишут о том, что Сталин зря поверил Гитлеру и заключенному с Германией пакту о ненападении. Но Сталин ошибся не столько в Гитлере (он знал, что война будет), а больше во Франции и Англии. Он полагал, что армии этих стран способны на большее, что они будут сопротивляться хотя бы в течение года. Их поражение для Сталина было неожиданностью, и поэтому он просчитался в оценке сроков начала войны против нашей страны. К началу фашистской агрессии наши войска не были приведены в боевую готовность, что поставило их в тяжелейшее положение.

Сталин хотел политико-дипломатическими средствами оттянуть начало войны хотя бы на 1-2 года и пренебрег военно-стратегическими соображениями. Из этого вытекает урок и для сегодняшнего дня. Политики в чистом виде не существует. Она жизненна только тогда, когда учитывает в совокупности политические, экономические, идеологические и не в последнюю очередь оборонные факторы.Наряду с всенародной поддержкой, самоотверженным трудом рабочих, крестьян, интеллигенции в тылу, важнейшими факторами, обеспечивающими победу в Великой Отечественной войне, были первоклассное оружие и умелое его использование, высокий уровень советского военного искусства. Об этом свидетельствует сама достигнутая победа. При любых потенциальных материальных возможностях, не умея воевать и во главе с “бездарными полководцами”, как иногда пишут, победить в такой суровой войне невозможно.

После войны среди трофейных документов германского командования было найдено досье на советских военачальников. В этом досье Геббельс - в то время он комиссар обороны Берлина - записал в дневнике 18 марта 1945 г.: “Мне представлено генштабом дело, содержащее биографии и портреты советских генералов и маршалов...” Забыв о своих наглых суждениях 1941 г., он ошеломленно пытается за полтора месяца до падения Берлина найти объяснение победному натиску советских войск: “Эти маршалы и генералы почти все не старше 50 лет. С богатой политико-революционной деятельностью за плечами, убежденные большевики, исключительно энергичные люди, и по их лицам видно, что народного они корня... Словом, приходится прийти к неприятному убеждению, что военное руководство Советского Союза состоит из лучших, чем наше, классов”.

Здесь вынужденное почтение к нашим полководцам и проклятия в адрес своих, которых Геббельс называет предателями. То, что понял даже Геббельс, ранее с насмешками отзывавшийся о нашем командном составе, никак не могут понять наши нынешние мародеры в области истории.Третий вопрос — о военных потерях во время войны. В последнее время много пишут о том, что из-за больших наших потерь во время войны и победу-то нельзя считать за победу и вместо Дня победы нужно установить день траура. Как это ни кощунственно, но вопрос о потерях порою используется для политических игр и многое просто надумывается. В действительности наши безвозвратные военные потери за Великую Отечественную войну составляют 8,6 млн чел., а фашистской армии и ее союзников — 7,2 млн чел. Разница около 1,4 млн образовалась за счет истребления советских военнопленных (в плен к фашистам попало около 4,5 млн чел., а возвратили они после войны только около 2 млн чел.). Не говоря уже о том, что в конце войны вся германская и японская Квантунская армия в полном составе капитулировали перед нашими вооруженными силами.

Есть и некоторые другие вопросы истории войны, которые фальсифицируются. Но вся эта фальсификация опровергается историческими фактами. И если вы хотите понять по-настоящему историю, эти факты надо знать и внимательно изучать. Тогда вы сами увидите, где действительная правда, а где заведомая ложь.

Один историк призывал нас решительно вытряхнуть все исторические ковры. Это, может быть, и нужно. Но не обязательно все ковры трясти только на наши головы. А самое главное — нужно уважать свою страну и свой народ. Рассчитывать на то, что все люди в наше время станут патриотами, трудно. Но хотелось бы, чтобы у тех, кто пишет учебники и преподает историю, была элементарная гражданственность, хотя бы на уровне мопассановской Пышки, которая пусть и была женщиной легкого поведения, но не хотела иметь дело с пруссаками, которые оккупировали ее страну.

Автор Петр Дерябин
Петр Дерябин — журналист, корреспондент новостной службы Правды.Ру
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить